Расчет количества воздуха и продуктов сгорания производится на 1 кг топлива.
Элементарный состав топлива в весовых долях определяется так: С — углерода, Н — водорода, О — кислорода и S — серы. Следовательно, С+Н+0+S= 1.
Процесс сгорания заключается в окислении составных элементов топлива, и в случае полного сгорания продуктами его будут СO2; Н2O и SO2.
При определении необходимого количества воздуха для сгорания 1 кг топлива исходят из реакций окисления составных элементов топлива, т. е. из стехиометрических соотношений.
Расчеты при этом удобнее производить в килограмм-молях (молях).
Килограмм-молекулой (сокращенно моль) называется такой объем газа, вес которого (в кг) равен числу, выражающему его молекулярный вес. Объем одного моля любого газа при 0° С и 760 мм рт. ст. равен 22,4 м3, а при 0° С и давлении в одну техническую атмосферу (735,6 мм рт. ст.) он равен 23, 15 м3.
Реакция окисления С в СO2:
Из уравнения (41) следует, что если пренебречь объемом углерода ввиду его относительной малости, то при сгорании С в СO2 изменения числа молей, а следовательно, и объема не происходит.
Из уравнения (42) следует, что если пренебречь объемом водорода, входящего в состав жидкого топлива, ввиду его относительной малости, то при сгорании Н в Н2O происходит удвоение числа молей газов. При сгорании же газообразного водорода происходит уменьшение числа молей до 2/3.
Реакция окисления S в SO2:
При допущениях, названных ранее, следует, что при сгорании S в SO2 количество молей не изменяется.
Суммируя результаты подсчета необходимого кислорода для сгорания составных элементов топлива по уравнениям (41), (42) и (43), получим теоретически необходимое количество кислорода для сгорания 1 кг топлива. Имея в виду, что в воздухе содержится кислорода 21 % по объему и что в самом топливе содержится 0 весовых долей кислорода, теоретическое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива будет равно
Ввиду неоднородности рабочей смеси и возможности работы двигателя с перегрузкой в рабочий цилиндр вводят избыток воздуха. Коэффициент избытка воздуха при сгорании равен
Теоретическое количество воздуха можно выразить через так называемую характеристику топлива:
Для жидкого топлива среднего элементарного состава
Значения ? при номинальном режиме работы двигателя в зависимости от камеры сгорания и типа двигателя изменяются в следующих пределах:
Количество и состав продуктов сгорания. Количество продуктов сгорания в молях определяется из уравнений (41), (42), (43).
и, как видно из полученной формулы (50), оно зависит от содержания водорода и кислорода в топливе и не зависит от величины ?.
Для оценки изменения количества молей газов при сгорании топлива служит теоретический коэффициент молекулярного изменения ?0, равный отношению количества молей продуктов сгорания 1 кг топлива к количеству молей свежего заряда воздуха, т. е.
Для жидкого топлива среднего состава
Как следует из формулы (51 а), ?0 для жидкого топлива всегда больше единицы и уменьшается при увеличении а. Для дизелей ?0 = 1,032 + 1,045.
Действительным коэффициентом молекулярного изменения называется отношение количества молей продуктов сгорания к количеству молей свежего заряда воздуха с учетом остаточных газов Мr:
Если обозначить через х долю топлива, сгоревшего к данному моменту от всего впрыскиваемого топлива, то ?x этот момент будет равен:
В период процесса сжатия, когда х = 0, из полученной формулы (53) следует ?x ==1; в конце процесса сгорания х=1, а
|