Судовые двигатели

Система продувки и выпуска газов двухтактных двигателей

Процессы выпуска отработавших газов и наполнения цилиндра свежим зарядом, или, как называют процесс продувки, в двухтактных двигателях, совершаются в течение 130—150° поворота коленчатого вала. Малая про­должительность указанных процессов создает трудности в очистке цилиндра от продуктов сгорания. Совершенство процессов очистки цилиндра и запол­нения его свежим зарядом определяется системой продувки и выпуска. К числу требований, которые предъявляются к системам продувки и вы­пуска, относятся:

а) достижение совершенной очистки цилиндра и заполнение его свежим зарядом при минимальном давлении и расходе продувочного воздуха;

б) получение наибольшего среднего индикаторного давления и ми­нимального удельного расхода топлива;

в) минимальная затрата мощности на приведение в действие проду­вочного насоса;

г) простота конструкции и надежность действия распределительных органов.

В зависимости от направления движения продувочного воздуха в ци­линдре двигателя системы продувки и выпуска могут быть разбиты на кон­турные и прямоточные.

Контурные — в них продувочный воздух сначала поднимается снизу вверх по контуру цилиндра до крышки цилиндра, а потом движется в обрат­ном направлении; к их числу относятся:

а) П-образная;

б) петлевая;

в) фонтанная.

В прямоточной системе продувочный воздух движется в цилиндре только в одном направлении, поэтому путь его значительно короче, чем в контур­ной системе.

По конструктивным особенностям следует разделить системы продувок на клапанные и бесклапанные.

Качество очистки цилиндра и заполнения свежим зарядом во всех указанных системах продувки достигается специальным расположением продувочных и выпускных окон в рабочем цилиндре, как вдоль его оси, так и в поперечном сечении.

Расположение окон в поперечном сечении цилиндра бывает:

параллельное — продувочные и выпускные окна расположены парал­лельно друг другу;

радиальное — окна расположены по направлению радиуса цилиндра;

тангенциальное — окна расположены по направлению касательной к окружности, диаметр которой меньше диаметра цилиндра;

эксцентричное — оси продувочных окон направлены в одну или не­сколько точек, расположенных эксцентрично к половине сечения цилинд­ра, прилегающей к продувочным окнам;

лучеобразное — оси окон выходят из одной или нескольких точек, расположенных эксцентрично.

Оценка совершенства системы продувки характеризуется значениями коэффициента избытка продувочного воздуха ?1, коэффициента остаточных газов и величиной каче­ственного к. п. д. продувки ?s: