В последние годы получили развитие новые взгляды на протекание процессов смесеобразования и сгорания в цилиндре дизеля. В результате нашел практическое применение новый процесс под названием «М-процесс».
При осуществлении этого процесса была поставлена цель — устранить имеющиеся недостатки в работе быстроходного дизеля: жесткость работы, дымный выхлоп и ограниченность применения топлива по фракционному составу.
Из работ в этой области получили известность исследования Мейрера.
Для устранения жесткой работы и дымности выхлопа дизеля по Мейреру необходимо:
1) сократить до минимума (порядка 5%) количество самовоспламеняющегося топлива;
2) окислять и нагревать топливо постепенно;
3) организовать процесс смесеобразования так, чтобы однородная смесь, близкая к стехиометрическому составу, была достигнута до воспламенения ее и чтобы процесс сгорания протекал с допустимой величиной скорости нарастания давления.
Отсюда следует, что М-процесс смесеобразования и сгорания должен протекать следующим образом.
Выделенная небольшая часть (около 5%) впрыскиваемого топлива в объеме пространства сжатия должна самовоспламениться, а основная часть топлива (95 %) должна быть нанесена на нагретую поверхность камеры сгорания в виде тонкой пленки. Образовавшаяся пленка топлива постепенно испаряется и, смешиваясь с движущимся воздухом, образует однородную смесь. После этого происходит постепенный ввод смеси в зону горения для воспламенения ее от внешнего источника.
Таким образом, особенностью М-процесса является то, что процесс смесеобразования протекает после испарения топлива и воспламенение смеси происходит от горящего факела ранее самовоспламенившегося незначительного количества топлива.
Конструктивно такой процесс осуществляется следующим образом. Камера сгорания полусферической формы размещается в поршне (рис. 41 и 42); горловина ее находится в плоскости донышка поршня. Для поддержания необходимой температуры стенок (300—350° С) снизу камера охлаждается струей масла. Топливо под давлением 150 кГ/см2 впрыскивается форсункой под малым углом (около 5°) на сферическую поверхность камеры. В результате этого топливо, в количестве 95% от подаваемого в цилиндр, распространится в виде тонкой пленки толщиной в несколько микрон по поверхности камеры сгорания. Для осуществления дальнейшего смесеобразования в камеру поступает воздух, имеющий круговое завихрение в направлении струй топлива (рис. 41).
Круговое завихрение воздуха образуется при перетекании его из надпоршневого кольцеобразного пространства в камеру сгорания в конце процесса сжатия, за счет постановки экрана на впускном клапане или искривлением впускного канала в цилиндровой крышке. Исследования показали, что при таком смесеобразовании работа быстроходного четырехтактного дизеля на различных сортах топлива (от бензина до моторного топлива) протекает вполне нормально при значительном снижении скорости нарастания давления и максимального давления цикла. Опыты проводились на двигателях с диаметром цилиндра от 85 до 145 мм.
Представленные на рис. 43 индикаторные диаграммы — обычного процесса (диаграмма 1) и М-процесса (диаграмма 2) подтверждают это. Если в обычном процессе максимальное давление достигло 70 кГ/см2, то в М-процессе оно составляет около 58 кГ/см2, а главное, скорость нарастания давления при этом значительно снизилась.
На рис. 44 приведены кривые шума, вызванного сгоранием топлива в цилиндре двигателя, при этом звук модулировал кривую давлений. При М-процессе (кривая 2) в начальный период процесса сгорания отсутствует увеличение амплитуды звуковых колебаний. Незначительное увеличение ее наблюдается при достижении максимального давления цикла. В случае же объемного смесеобразования (кривая 1) амплитуды звуковой модуляции значительно возрастают в течение всего процесса сгорания. Малошумная работа двигателя по М-процессу является его значительным эксплуатационным преимуществом.
|