Процесс сгорания рабочей смеси в цилиндре двигателя при зажигании ее электрической искрой происходит следующим образом.
Между электродами свечи зажигания проскакивает короткая искра (только одна), которая имеет высокую температуру и оставляет после себя нить пламени. От образовавшейся таким образом огненной нити пламя распространяется по рабочей смеси в виде тонкой пленки (фронт пламени), отделяя продукты сгорания от несгоревшей рабочей смеси. Если рабочая смесь находится в покое, то пламя распространяется с постоянно увеличивающейся скоростью до конца процесса сгорания в виде гладкого неразрывного фронта. В действительности рабочая смесь в цилиндре двигателя не находится в покое, она имеет вихревые движения различного направления. Вследствие этого фронт пламени искривляется и разрывается на отдельные поверхности; поверхность фронта пламени возрастает, и повышается скорость сгорания смеси. Экспериментальные наблюдения за процессом сгорания (например, через прозрачные окна в крышке цилиндра) показывают, что общее направление движения фронта пламени при этом сохраняется. Нормальная скорость пламени, т. е. линейная скорость распространения фронта пламени по направлению нормали к фронту пламени в данном месте, в потоке с крупномасштабной турбулентностью мало отличается от нормальной скорости в ламинарном потоке. Скорость сгорания и, следовательно, скорость тепловыделения при наличии крупномасштабной турбулентности возрастают за счет увеличения размеров фронта пламени. При возникновении мелкомасштабной турбулентности усиливается проникновение пламени в зону несгоревшей смеси и в результате этого возрастает нормальная скорость пламени, что также приводит к увеличению скорости сгорания. Таким образом, наличие турбулентного движения рабочей смеси в цилиндре двигателя ускоряет процесс сгорания и потому оно крайне желательно.
Скорость распространения пламени в цилиндре двигателя определяется различными методами: путем скоростного фотографирования пламени отдельными кадрами в определенные короткие промежутки времени, путем ионизационного метода и путем химического анализа проб газа, отбираемых из различных мест камеры сгорания. Последний метод позволяет одновременно определять и состав продуктов сгорания. На рис. 62 приведены результаты замера средней скорости распространения пламени в одноцилиндровом бензиновом двигателе, выполненные Н. В. Иноземцевым и В. К. Кошкиным. Средняя скорость пламени на каждом участке определялась как отношение пути, пройденного пламенем между газоотборниками к промежутку времени (веек) прохождения пламени между этими газоотборниками.
Как видно из рис. 62, скорость распространения пламени зависит от состава рабочей смеси. Опыты велись на смеси бензин — воздух, с различным коэффициентом избытка воздуха ?; кривая 1 (? = 0,78); кривая 2 (? = 0,93) и кривая 3 (? = 1,22) и по мере развития процесса сгорания возрастает.
Наблюдаемое увеличение скорости распространения пламени объясняется тем, что давление и температура несгоревшей смеси в период протекания процесса сгорания непрерывно возрастают и ускоряются физико-химические процессы во фронте пламени. Опыты, проведенные на двигателях, показывают, что на величину скорости распространения пламени влияют: состав рабочей смеси, степень сжатия, интенсивность турбулентного движения, мощность электрической искры, момент зажигания, загрязненность смеси инертными газами, форма камеры сгорания и др.
На рис. 63 приведены кривые изменения скорости распространения пламени бензиновых и спиртовых смесей с воздухом с различным а. Максимум скорости пламени достигается в смеси с ? = 0,85 ? 0,95. Крутизна кривых скорости распространения пламени смеси определяет пределы воспламеняемости этих топлив. Нижним пределом воспламеняемости смеси называется состав смеси, дальнейшее уменьшение содержания топлива в котором делает смесь невоспламеняемой.
Верхним пределом воспламеняемости смеси называется состав смеси, дальнейшее увеличение содержания топлива в котором делает смесь невоспламеняемой.
Ниже приведены пределы воспламеняемости смеси с воздухом.
Приведенные пределы воспламеняемости показывают, что малые значения ? при нижнем пределе воспламеняемости ограничивают область качественного регулирования в карбюраторных двигателях. При ?>1,3, т. е. при малых нагрузках двигателя, смесь выходит за предел воспламеняемости.
О характере протекания процесса сгорания в цилиндре двигателя можно судить по диаграмме (индикаторной) в системе координат р — ? или р — ?, где р — давление в цилиндре в кГ/см2; ? — угол поворота мотыля в град и ? — время в сек.
На рис. 64 представлена диаграмма, показывающая изменение давления за периоды сжатия, сгорания и расширения смеси в двигателе с внешним источником Зажигания смеси (электрическая искра).
Нижняя кривая (см. рис. 64) показывает изменение давления в цилиндре за периоды сжатия и расширения при выключенном зажигании. Точкой 1 отмечен момент проскакивания искры между электродами свечи, однако в течение некоторого промежутка времени изменение давления остается таким же, как и без зажигания смеси. В точке 2 давление начинает резко повышаться (кривая отрывается от линии сжатия) и в точке 3 достигает своего максимального значения. При дальнейшем перемещении поршня от ВМТ в цилиндре происходит расширение газов, при котором давление в цилиндре падает.
Характер изменения давления в цилиндре позволяет процесс сгорания в двигателях с зажиганием смеси электрической искрой разбить на три фазы. Первая фаза (участок а, см. рис. 64) — фаза образования и развития самораспространяющегося очага пламени; вторая фаза (участок в) — распространение пламени по всей камере сгорания и третья фаза (участок 3— 4) —догорание рабочей смеси на линии расширения.
В период первой фазы происходят химические процессы с малым выделением тепла, так как участвует в них малое количество газов и потому на индикаторной диаграмме нет отклонения линии давления от линии сжатия. Первую фазу горения называют периодом задержки воспламенения. Продолжительность периода задержки воспламенения зависит: от структуры молекулы топлива; от давления и температуры смеси в конце сжатия, т. е. от степени сжатия (чем больше степень сжатия, тем меньше период задержки воспламенения), и от мощности источника зажигания.
В период второй фазы сгорания вследствие интенсивного распространения пламени в цилиндре выделяется большое количество тепла, а потому давление и температура газов резко возрастают. Характеристикой второй фазы процесса сгорания является скорость нарастания давления
Мгновенное значение скорости нарастания давления равно dp/d? чем больше скорость нарастания давления, тем более резкое (ударное) приложение усилий к шатунно-мотылевому механизму, или, иначе, тем более жестко будет работать двигатель.
Величина скорости нарастания давления зависит от многих факторов. Сорт топлива, а главное, состав рабочей смеси влияют на ?p/??. Наибольшее значение ?p/?? достигается в смеси с ? = 0,85 ? 0,9. С увеличением скорости вихревого движения смеси значение ?p/?? возрастает. Форма камеры сгорания и расположение свечи также влияют на величину ?p/??.
На рис. 65 (поданным Рикардо) приведена приблизительная зависимость температуры пламени от состава смеси при степени сжатия 5, а на рис. 66 — приближенная зависимость между составом смеси и продолжительностью процесса сгорания. На рис. 66 кривая 1 построена для бензиновой смеси, а кривая 2 — для водородной смеси.
С увеличением степени сжатия возрастают давление и температура смеси в конце сжатия, а потому период задержки воспламенения сокращается, уменьшается весь период процесса сгорания и повышается максимальное давление цикла.
Для иллюстрации сказанного на рис. 67 приведены три индикаторные диаграммы с различными степенями сжатия, но при работе двигателя на смеси одинакового состава и равных углах опережения зажигания. Кривая 1 соответствует ? = 4; кривая 2 — ? = 5 и кривая 3 — ? = 6.
Продолжительность процесса сгорания влияет на температуру отработавших газов, а следовательно, на унос тепла с ними и, как следствие, — на к. п. д. двигателя. Сокращение продолжительности периода процесса сгорания повышает теплоиспользование в цилиндре двигателя. На величину продолжительности и характер протекания процесса сгорания, кроме рассмотренных факторов, влияет момент начала процесса сгорания, который определяется так называемым опережением зажигания. Опытом установлено, что для развития максимальной мощности двигателем опережение зажигания должно быть таким, при котором сгорание заканчивается спустя 12— 15° поворота вала после ВМТ.
С изменением числа оборотов наивыгоднейшая продолжительность опережения зажигания, выраженная в градусах поворота вала, изменяется. Для определения наивыгоднейшего угла опережения зажигания при различных режимах работы двигателя снимаются характеристики по зажиганию.
На рис. 68 приведена такая характеристика двигателя при работе с полным открытием дросселя и с постоянным числом оборотов. Форма камеры сгорания, расположение и число свечей также влияют на характер протекания процесса сгорания, а следовательно, и на теплоиспользование в двигателе.
Камера сгорания должна обладать:
1) умеренной жесткостью процесса сгорания;
2) минимальным отношением поверхности к объему;
3) расположением свечи зажигания, при котором путь пламени до наиболее удаленных мест камеры является минимальным;
4) наибольшим охлаждением сильно нагреваемых мест;
5) достаточно полной очисткой от отработавших газов.
|