Вслед за процессом наполнения при движении поршня от НМТ к ВМТ осуществляется процесс сжатия.
Процесс сжатия служит для создания тех необходимых условий, которые обеспечивают наиболее эффективное последующее протекание процесса сгорания рабочей смеси. Необходимое значение параметров конца сжатия зависит от способа воспламенения рабочей смеси в цилиндре. В дизелях температура и давление в конце сжатия должны быть такими, при значении которых происходит вполне надежное самовоспламенение топлива, поданного в цилиндр.
В двигателях с посторонним источником зажигания параметры в конце сжатия не должны достигать значений, при которых может произойти самовоспламенение.
Процесс сжатия в цилиндре двигателя протекает с переменным теплообменом между сжимаемым зарядом и стенками цилиндра. При работе двигателя внутренние стенки цилиндра имеют температуру значительно выше температуры свежего заряда, поступающего в цилиндр. Вследствие этого в начальный период сжатия тепло передается от стенок цилиндра к сжимаемому заряду, а потому кривая состояний рабочего тела от точки а (рис. 28) проходит выше адиабаты ат переменной теплоемкости, проходящей через точку а.
При дальнейшем сжатии температура сжимаемого заряда повышается и передача тепла к нему будет уменьшаться. Процесс сжатия ас может совпасть в какой-то точке b с адиабатой bп, проведенной через точку b.
Вследствие повышения температуры заряда процесс сжатия в дальнейшем будет протекать с отводом тепла к стенкам цилиндра, а потому кривая действительного процесса сжатия пойдет ниже адиабаты bп.
Отсюда следует, что процесс сжатия протекает с переменным теплообменом не только по величине, но и по направлению. Характер теплообмена и характер кривой процесса сжатия зависит от различных причин: от числа оборотов двигателя, от геометрических размеров цилиндра, от охлаждения стенок цилиндра и донышка поршня, от степени сжатия, от тепловой напряженности цилиндра, от состояния изношенности цилиндра и поршневых колец и др.
Если весь процесс сжатия разбить на ряд участков и каждый такой участок принять как политропный процесс с постоянным показателем п, то можно установить характер изменения показателя п процесса сжатия. Определение указанным способом показателя политропы сжатия по индикаторным диаграммам показывает, что в начале сжатия п составляет около 1,50—1,53 и в конце сжатия — примерно Г, 1—1,17.
Для определения расчетным путем давления и температуры в конце сжатия (в целях упрощения этого расчета) действительный процесс сжатия заменяют политропным с постоянным показателем n1, равным среднему значению за весь процесс сжатия. Показатель политропы n1 должен быть принят из условия равенства параметров в начале и в конце сжатия как действительного процесса сжатия, так и принятого политропного.
Величина показателя пi зависит прежде всего от числа оборотов двигателя. С повышением числа оборотов продолжительность теплообмена уменьшается, а потому n1 возрастает. Интенсивность охлаждения стенок цилиндра влияет на их температуру, а потому и на теплоотвод от сжимаемого заряда, а следовательно, и на величину n1. С усилением охлаждения (теплоотвода) n1 уменьшается; по этой же причине n1 имеет минимальные значения в пусковой период работы холодного двигателя. Чем меньше диаметр цилиндра, тем меньше значение n1, так как относительная поверхность охлаждения изменяется обратно пропорционально диаметру цилиндра D:
По мере увеличения нагрузки двигателя температура стенок цилиндра повышается и теплоотвод от сжимаемого заряда будет уменьшаться, а n1 будет возрастать. При наличии износа цилиндра и поршневых колец утечка свежего заряда в период сжатия становится больше, усиливается теплоотвод и уменьшается значение n1.
На основании опытных данных среднее значение показателя политропы сжатия n1 для определения температуры Тс и давления рс в конце сжатия может быть принято следующим:
В период пуска в ход холодного двигателя n1 примерно равно 1,18—1,2.
При отсутствии опытных данных по определению n1 можно, как предложил Е. К. Мазинг, найти среднее значение показателя кажущейся адиабаты и приравнять его п1, т. е. (k = n1).
Выражение работы для одного моля газа при адиабатном сжатии с постоянным значением k равно
где ис — иа — изменение внутренней энергии одного моля заряда за процесс сжатия;
Lзд.с — работа адиабатного сжатия одного моля заряда при постоянном среднем значении показателя адиабаты k1.
Подставляя значение изменения внутренней энергии и выражая работу через изменение температуры, получим:
После сокращения на (Тс—Та) и замены Тс на Та ?k1 - 1 получаем уравнение, из которого определяется значение k1.
где a? и b — коэффициенты линейной зависимости теплоемкости от температуры.
Решение уравнения (19) относительно b1 удобнее производить способом последовательных приближений, задаваясь предварительно значениями k1 для вычисления правой части уравнения.
Принимая процесс сжатия как политропный процесс с постоянным показателем щ, давление и температуру в конце сжатия можно определить из уравнения этого процесса:
Из этих выражений следует, что с увеличением степени сжатия, среднего значения показателя политропы сжатия, давления и температуры в начале сжатия (в конце наполнения) давление рс и температура Тс в конце сжатия повышаются.
Наибольшее влияние на величину рс и Тс оказывает степень сжатия. Действительная величина степени сжатия ?д отличается от номинальной ? = Va / Vc тем, что она равна отношению объема полости цилиндра в момент закрытия распределительных органов к объему камеры сжатия.
где ?S — доля рабочего объема цилиндра VS соответствующая моменту закрытия распределительных органов цилиндра.
При выполнении расчетов четырехтактных двигателей обычно применяют только номинальную степень сжатия ?, тогда как в двухтактных двигателях больше пользуются действительной степенью сжатия.
В двухтактных двигателях с противоположно движущимися поршнями, условная степень сжатия определяется:
?1 и ?2 — отношение R/L опережающего и отстающего поршней (здесь L — длина шатуна);
Нк — расстояние между днищами поршней, когда каждый из них находится на своей ВМТ.
У действующих двигателей степень сжатия определяется по замеряемому объему камеры сжатия посредством заливки этого объема маслом при нахождении поршня в ВМТ.
Увеличение степени сжатия, как это было показано ранее, увеличивает коэффициент наполнения, уменьшает коэффициент остаточных газов, облегчает пуск двигателя в ход, повышает надежность самовоспламенения топлива (сокращая период подготовки топлива к самовоспламенению) и сокращает продолжительность процесса сгорания. Вместе с тем увеличение степени сжатия вызывает рост максимального давления цикла рz, величина которого лимитируется конструктивными соображениями.
В судовых тихоходных дизелях степень сжатия обычно находится в пределах 13—15, а у быстроходных дизелей с однокамерным смесеобразованием степень сжатия колеблется от 15 до 15,5 и повышается до 18—20 у быстроходных дизелей с двухкамерным смесеобразованием.
Карбюраторные двигатели имеют степень сжатия: бензиновые двигатели 5—9 и керосиновые 3—4.
Давление и температура в конце сжатия достигают величины:
|