Для возможности непрерывного преобразования тепловой энергии в механическую необходимо осуществление в тепловом двигателе кругового процесса — цикла.
Если предположить, что цикл осуществляется в идеальной машине, т. е. в машине с наивысшим теплоиспользованием, то такой цикл называется идеальным. Идеальный цикл имеет минимальные тепловые потери — неизбежная отдача тепла холодному источнику.
Таким образом, идеальный цикл является наиболее совершенным и изучение его в первую очередь необходимо для улучшения теплоиспользования в рабочих циклах двигателей. Термодинамическое рассмотрение идеальных циклов позволяет наиболее просто выявить степень влияния основных факторов на теплоиспользование. В связи с этим при рассмотрении идеальных циклов двигателей принимаются следующие допущения.
Рабочее тело (идеальный газ) в цикле остается неизменным и постоянного количества, теплоемкость его не зависит от температуры. Процессы сжатия и расширения протекают без теплообмена, т. е. адиабатно. Процессы сгорания топлива и выпуска условно заменяются процессами подвода и отвода тепла.
На рис. 15 в координатах р—V изображен обобщенный идеальный цикл двигателей внутреннего сгорания.
Цикл состоит из следующих процессов: процесс адиабатного сжатия ас, смешанного подвода тепла частью по изохоре сz’, частью по изобаре zz'; адиабатного расширения zb и смешанного отвода тепла частью по изохоре bj и частью по изобаре fа.
Обозначим Т, р, V—абсолютная температура, абсолютное давление и объем газа в той или иной точке цикла. Например, Та, ра, Vа — температура, давление и объем газа в точке а рассматриваемого цикла. Vс — объем пространства (камеры) сжатия k — показатель адиабаты.
В обобщенном цикле (рис. 16) количество подведенного и отведенного тепла равно
и потому термический к. п. д. обобщенного цикла будет равен
Выразим температуры характерных точек цикла через температуру в начале сжатия Та:
Подставляя найденные значения температур в выражение ?t, получим формулу термического к. п. д. идеального обобщенного цикла двигателей внутреннего сгорания:
Из полученного выражения (1) можно получить значение термического к. п. д. и для частных случаев обобщенного цикла. В случае выпуска отработавших газов в атмосферу можно принять, что отвод тепла происходит по изохоре bа (см. рис. 16), а потому
Отсюда находим значение ? для рассматриваемого частного цикла:
После подстановки значения ? в формулу (1) получим выражение термического к. п. д. цикла со смешанным подводом тепла и отводом тепла при постоянном объеме (см. рис. 16):
Для цикла только с изохорным подводом тепла (рис. 17) ? = 1, а потому термический к. п. д. будет равен
Термический к. п. д. цикла с изобарным подводом тепла (рис. 18) получим, подставляя в формулу (2) значение ? = 1:
Рассмотрение полученных формул термического к. п. д. различных циклов позволяет сделать следующие заключения. Термический к. п. д. каждого цикла зависит от степени сжатия и показателя адиабаты. Чем больше степень сжатия и показатель адиабаты, тем больше термический к. п. д.
На рис. 19 приведены кривые, показывающие зависимость ?t от ? и k для цикла с изохорным подводом тепла. Как видно из приведенного рисунка, ?t значительно возрастает при увеличении степени сжатия в пределах до 10.
Термический к. п. д. цикла с изобарным подводом тепла зависит еще и от степени предварительного расширения ?. При увеличении ? дробь
будет расти, а значение ?t уменьшаться. Таким образом, при увеличении ?, а это значит, при увеличении подводимого тепла (в реальном двигателе при увеличении нагрузки), в цикле с изобарным подводом тепла термический к. п. д. падает.
Значение термического к. п. д. цикла со смешанным подводом тепла зависит от распределения способов подвода тепла. При увеличении изохорного подвода тепла, а следовательно, при уменьшении изобарного подвода ? будет увеличиваться, а ? уменьшаться и термический к. п. д. цикла со смешанным подводом будет возрастать. При уменьшении изохорного подвода тепла ?t будет уменьшаться. Указанные выводы справедливы при q1 = q1? + q1p = const, и неизменной степени сжатия.
В современных судовых дизелях с наддувом отработавшие газы по выходе из цилиндра поступают в газовую турбину, продолжая там расширяться. Причем в одном случае давление газов постепенно падает (переменное давление газов перед турбиной), а в другом случае давление газов снижается до давления в выпускном коллекторе и остается постоянным перед турбиной.
В первом случае отработавшие газы из цилиндра поступают непосредственно в турбину и при этом используется их кинетическая энергия. Во втором случае газы прежде поступают в общий выпускной коллектор дизеля, а потом в турбину, и, следовательно, кинетическая энергия газов непосредственно не используется, она превращается в теплоту, вследствие чего температура отработавших газов перед турбиной становится выше.
Идеальный цикл с продолженным расширением и переменным давлением газов перед турбиной приведен на рис. 20. Цикл состоит из следующих процессов:
оа — адиабатное сжатие воздуха в наддувочном насосе, ас — адиабатное сжатие в цилиндре дизеля; cz'z — смешанный подвод тепла; zb — адиабатное расширение в цилиндре дизеля; bf — продолженное расширение в цилиндре дизеля, в выпускном тракте и в турбине; fo — отвод тепла при р = const.
Подставляя в формулу (1) значение ? = 1, когда давление в конце расширения равно давлению в начале сжатия, получим выражение термического к. п. д. цикла со смешанным подводом тепла и с продолженным расширением и переменным давлением перед турбиной:
то же, но при изохорном подводе тепла,
то же, но при изобарном подводе тепла,
Если обозначим термический к. п. д. цикла асz'z b ?t, то количество отводимого тепла в этом цикле и подведенного в цикле оаrf будет равно
Здесь ? = Va / Vc степень сжатия в цилиндре двигателя.
Термический к. п. д. цикла oarf, как было установлено ранее, определяется так:
где ?k = V0 / Va степень сжатия в наддувочном насосе.
Количество тепла, отводимого в цикле оаrf равно количеству тепла, отводимого во всем цикле:
Термический к. п. д. всего цикла продолженным расширением и постоянным давлением газа перед турбиной будет равен
|