Процесс сгорания топлива — это процесс окисления молекул топлива. Степень полноты окисления определяет собой совершенство процесса сгорания и экономичность двигателя внутреннего сгорания.
Процесс сгорания топлива в цилиндре двигателя является определяющим в достижении мощности и экономичности двигателем. Процессы наполнения и сжатия создают те условия, при которых последующий процесс сгорания топлива должен протекать наиболее эффективно. Результаты могочисленных исследований позволяют осветить физико-химические явления, сопровождающие процесс сгорания. Установлено, что процесс сгорания смеси, подожженной в одной точке, распространяется по всей массе смеси от места запала в виде тонкой пленки пламени (фронта пламени). Фронт пламени отделяет сгоревшую часть смеси от несгоревшей (свежей) части. Впереди фронта пламени несгоревшая смесь, а позади продукты сгорания смеси. При горении гомогенной, хорошо перемешанной с воздухом смеси процесс идет наиболее интенсивно, так как во фронте пламени развивается высокая температура, при которой скорость реакции достигает значительной величины. Если смесь неравномерно перемешана с воздухом, то скорость сгорания будет меньше. В этом случае она лимитируется скоростью диффузии молекул горючего и кислорода друг к другу. Толщина фронта пламени порядка 0,1 мм, однако в таком тонком слое успевают протекать процессы реакции сгорания и процессы диффузии. Выделяемое тепло реакций сгорания расходуется на подогрев до высокой температуры свежей смеси, находящейся перед фронтом пламени. Движение газа, возникающее в результате процесса горения или искусственно вызванное, изменяет форму фронта пламени, увеличивает его поверхность, но не изменяет свойств любого элемента площади фронта. На единице поверхности фронта пламени данной смеси будет всегда ежесекундно сгорать одно и то же количество горючего. Общее же количество горючего, сгорающего в единицу времени, будет пропорционально площади фронта пламени. Таким образом, турбулизация смеси будет способствовать повышению сгорания количества горючего в единицу времени.
Количество граммов смеси, сгорающей в одну секунду на единице площади фронта пламени, называется массовой скоростью сгорания.
Если обозначим массовую скорость сгорания ?т, а площадь фронта пламени Fф, то количество граммов смеси, которое будет сгорать в одну секунду на элементе площади фронта пламени dFф, будет равно ?тdFф. Для этого необходимо, чтобы данное количество смеси ежесекундно подводилось к элементу площади фронта пламени dFф или сам фронт пламени перемещался по направлению к несгоревшей свежей смеси. Линейная скорость перемещения данного элемента площади фронта пламени относительно несгоревшего газа (смеси) по направлению нормали к поверхности рассматриваемого элемента фронта пламени равна ?0 = ?т/?0 где ?0 —плотность исходного холодного газа (смеси) и называется нормальной скоростью распространения пламени.
Наблюдения процессов сгорания в трубах показывают, что пока нет изменений в гидродинамических условиях, форма фронта пламени сохраняется, а следовательно, количество сгорающего газа и скорость перемещения фронта пламени остаются постоянными. При этом устойчивой формой фронта пламени является не плоская, а искривленная сферическая форма. Наблюдаемая скорость распространения пламени в трубе равна
где d — диаметр трубы.
Отсюда следует, что наблюдаемая скорость распространения пламени будет во столько раз больше нормальной, во сколько раз площадь фронта больше сечения трубы.
Опыты в трубах убедительно показывают, что изменения наблюдаемой скорости распространения пламени происходят по причине колебания газового столба или по причине увеличения поверхности фронта пламени вследствие изменения гидродинамических условий.
Если во фронте пламени идет реакция со скоростью ?, то выделенное тепло в результате этой реакции в единице объема смеси будет равно ?Q', где Q' — теплота реакции одной молекулы горючего.
Без учета потерь можно написать:
где qк — количество тепла, передаваемое смеси конвекцией;
qт — количество тепла, передаваемое смеси теплопроводностью.
Иными словами, все тепло, выделяемое реакцией, идет на подогрев исходной холодной смеси.
Если будем откладывать по оси ординат (рис. 61) температуру смеси в слое горения и температуру подогрева, а по оси абсцисс — расстояние от слоя х, в котором достигается температура воспламенения Т', то изменение температуры в смеси будет следующее.
Холодный газ (смесь) имеет начальную температуру Т0. В зоне подогрева движущаяся смесь в направлении положительных значений х подогревается до температуры Т' (зона I). По достижении температуры Т' смесь начинает реагировать, температура ее повышается (зона II). На каком-то расстоянии от начала координат вся смесь прореагировала и ее температура достигает максимальной величины (зона III), которая при отсутствии тепловых потерь далее будет постоянной.
Процесс сгорания горячей смеси в цилиндре двигателя обусловливается двумя явлениями: химическими процессами окисления и движением фронта пламени по пространству сгорания, зависящим от газодинамических факторов. Следовательно, для исследования и расчета процессов сгорания необходимо в общем случае применение как положений химической динамики, так и положений газодинамики. Исследования показали, что реальные химические реакции представляют собой сложные процессы, слагающиеся из ряда элементарных стадий процесса.
Советские ученые (академик Н. Н. Семенов и его школа) впервые и наиболее глубоко исследовали кинетику сложных химических реакций и создали новую цепную теорию химических процессов.
Цепным химическим процессом является такой процесс, при котором конечный продукт процесса (реакции) получается за счет взаимодействия исходного реагента с промежуточным продуктом.
В общем случае скорость реакции определяется
Для процессов цепочно-теплового взрыва, к которым можно отнести и процессы сгорания, уравнение кинетики процесса имеет вид
Принимая реакцию окисления топлива (что наиболее вероятно) бимолекулярной можно скорость реакции выразить
На процесс сгорания топлива в цилиндре двигателя влияет целый ряд дополнительных факторов, учесть которые можно только опытным путем.
Исследование процесса сгорания в двигателях обычно сводится к определению суммарного течения процесса сгорания, обусловливающего скорость тепловыделения.
Рассмотрение процесса сгорания по результирующим скоростям сгорания значительно упрощает анализ процесса преобразования химической энергии топлива в теплоту.
|