Идеальным циклом двигателя называется круговой замкнутый обратимый цикл, представляющий собой совокупность последовательных процессов, совершаемых идеальным газом в цилиндре идеальной машины.
При идеальном цикле допускаются следующие отступления: 1) с идеальным газом, находящимся в цилиндре, совершаются только физические, по не химические изменения, т. е. состав и масса газа остаются постоянными; 2) тепло подводится к газу извне, а не в процессе сгорания топлива в цилиндре; 3) процессы сжатия и расширения совершаются по адиабатам, т. е. без теплообмена с внешней средой (стенки цилиндра теплонепроницаемые и трение между поршнем и стенками цилиндра отсутствует); 4) теплоемкость газа не зависит от температуры; 5) выпуск отработавших газов заменяется передачей некоторого количества тепла холодному источнику при постоянном объеме. Идеальные циклы применяют для исследования действительных циклов, происходящих в реальных двигателях, и сравнения по степени использования тепла различных типов двигателей, независимо от их конструктивных особенностей.
Различают идеальные циклы: с подводом тепла при постоянных объеме и давлении и смешанным подводом тепла. Лучшим для современных судовых двигателей внутреннего сгорания является цикл со смешанным подводом тепла. На рис. 198 показаны диаграммы этого цикла в координатах р, V и Т, s. Основными процессами цикла являются: ас — адиабатное сжатие: сz' — изохорный подвод тепла Q?1; z'z — изобарный подвод тепла Qp1; zе — адиабатное расширение и еа — отвод тепла Q2 к холодному источнику по изохоре.
Основные характеристики цикла следующие: Степень сжатия ? — отношение полного объема цилиндра Va к объему в конце сжатия Vс
Степень повышения давления ?— отношение давления рz в конце подвода тепла к давлению рс в конце сжатия
Степень предварительного расширения ? — отношение объема Vz в конце подвода тепла к объему Vс в конце сжатия
Степень последующего расширения ?— отношение объема Vе в конце расширения к объему Vz в конце подвода тепла
Так как Vе=Vа, то из произведения
откуда ?? = ?.
Термический к. п. д. ?t— отношение количества тепла, превращенного в работу в цилиндре идеальной машины, к количеству тепла, затраченному на совершение работы:
Подставив значение для количества подведенного и отведенного тепла и произведя некоторые преобразования (из курса технической термодинамики), получим окончательное выражение для термического к. п. д. смешанного цикла:
Из этого выражения следует, что термический к. п. д. возрастает с повышением степени сжатия ?, показателя адиабаты k и степени повышения давления ? и уменьшается при увеличении степени предварительного расширения ?. При перегрузках вследствие повышенной подачи топлива величина ? возрастает, что приводит к уменьшению экономичности двигателя.
Расчетный или теоретический цикл отличается от идеального и действительного, занимая между ними промежуточное положение. В расчетном цикле учитывают все явления, имеющие место в действительном цикле, но полагают, что сжатие и расширение протекают с постоянными показателями политроп. Процессы наполнения и выпуска полагают протекающими при неизменных давлениях, причем начало и конец каждого процесса совпадают с моментом прихода поршня в крайние положения. Процессы сгорания топлива считают происходящими сперва при V = const, затем при р = const.
На рис. 199 приведены схемы действительного и расчетного циклов дизеля со смешанным подводом тепла.
Циклы двухтактных ДВС отличаются от циклов четырехтактных только процессами наполнения цилиндров и выпуска отработавших газов: у двухтактных ДВС они совмещены.
Действительный цикл ДВС, под которым понимают ряд последовательно повторяющихся в цилиндре процессов, обусловливающих работу двигателя, значительно отличается от идеального. Количество газа в действительном цикле меняется: с ним происходят не только физические, но и химические изменения. Подвод тепла осуществляется не извне, а за счет сжигания топлива внутри цилиндра. Вследствие теплообмена с окружающей- средой процессы расширения и сжатия происходят не адиабатно, а политропно, причем показатели политроп непрерывно изменяются. После окончания каждого действительного цикла отработавший газ не возвращается в первоначальное состояние, а удаляется из цилиндра. Вместо него цилиндр заполняется свежим зарядом. Процессы наполнения цилиндра и выпуска газов происходит при переменном давлении. Начало и конец процессов выпуска и наполнения не совпадают с моментами прихода поршня в крайние положения. Процесс сгорания происходит не при V = const и р = const как в идеальном цикле, а представляет более сложный процесс.
|