Процесс расширения (линия z—b, см. рис. 79). Он осуществляется при движении поршня от ВМТ к НМТ, и начинается он в момент конца подачи топлива (конец видимого процесса сгорания, точка z).
Заканчивается процесс расширения (точка b), как это принимают в идеальных и расчетных циклах, в момент достижения поршнем НМТ. В действительности в рабочих циклах процесс расширения заканчивается в момент открытия выпускного органа, т. е. раньше НМТ.
Вначале процесс расширения, по причине догорания топлива, происходит с подводом и с отводом тепла. Вследствие значительного догорания топлива в начальной стадии процесса расширения подвод тепла превалирует над отводом в стенки цилиндра, а потому на этом участке процесс расширения приближается к изотермическому расширению. Температура газов на участке процесса сгорания снижается незначительно. В дальнейшем, по мере уменьшения догорания топлива, наступает момент, когда количество тепла, выделяемого догораемым топливом, будет равно количеству тепла, отдаваемому стенкам цилиндра, т. е. когда точка процесса расширения будет совпадать с адиабатным процессом. Вслед за этим, а особенно когда догорание топлива закончится, процесс расширения будет протекать с интенсивным отводом тепла в стенки цилиндра, а потому со значительным понижением температуры и давления газов.
Таким образом, процесс расширения в течение всего времени протекает с переменным теплообменом, что в значительной степени усложняет определение баланса тепла за этот процесс. Для определения параметров газа в конце процесса расширения принимают процесс расширения, так же как и процесс сжатия, политропным процессом с постоянным значением показателя п2, равным среднему значению. При такой замене действительного процесса расширения определение давления и температуры газов в конце расширения рb и Тb значительно упрощается, а точность зависит от того, насколько правильно и обоснованно определено значение п2.
Среднее значение показателя политропы расширения п2 главным образом зависит от того, какое количество топлива догорает на линии расширения. Количественная оценка догорания топлива в процессе расширения производится величиной коэффициента использования тепла в момент конца видимого процесса сгорания (точка z) ?z. Величина этого коэффициента предопределяет и значение показателя п2. Чем меньше коэффициент использования тепла ?z, тем больше догорание топлива в процессе расширения и тем меньше среднее значение показателя политропы расширения п2.
Наряду с этим на величину п2 влияют значение числа оборотов, величина относительной поверхности цилиндра и состояние изношенности деталей цилиндро-поршневой группы. С увеличением числа оборотов вала двигателя, как это было показано ранее, коэффициент ?z уменьшается, а потому будет уменьшаться и п2.
С увеличением относительной поверхности цилиндра, а также изношенности деталей цилиндро-поршневой группы теплоотвод от газов в процессе расширения возрастает и п2 возрастает.
Ниже приведены значения п2 для различных типов двигателей:
Таким образом, рассматривая процесс расширения как политропный с постоянным показателем п2 и принимая, что в процессе расширения не происходит изменения числа молей газовой смеси, (т. е. ?2 = ?), давление и температура в конце расширения определяются следующим образом: для цикла смешанного подвода тепла
Давление и температура в конце расширения для цикла с изохорным подводом тепла:
Полученные выражения показывают, что с увеличением степени сжатия и показателя политропы расширения п2, а также с уменьшением степени предварительного расширения давление и температура газов в конце расширения уменьшаются. А так как значения ?; п2 и ? главным образом определяются быстроходностью двигателя, то давление ?b и температура Тb также зависят от этого и примерно составляют:
Высокие давление и температура газов в конце расширения позволяют эффективно использовать энергию отработавших газов в газовыпускной турбине и тем самым повысить теплоиспользование в двигателе. Однако при значительном повышении температуры происходит обгорание выпускных клапанов и донышка поршня, а также пригорание поршневых колец двигателя.
|