Как это следует из рассмотрения теплового баланса двигателя, наибольшими тепловыми потерями являются унос тепла охлаждающей водой и выпускными газами.
В судовых установках может быть использовано как тепло, уносимое охлаждающей водой, так и уносимое выпускными газами. Однако низкая температура охлаждающей воды по выходе из двигателя (особенно при охлаждении двигателя забортной водой) ограничивает возможности непосредственного использования этого тепла. Применение выпускных газов двигателя для целей отопления водогрейных или паровых котлов, получивших название утилизационных котлов, позволяет использовать тепло, уносимое газами. Утилизационные котлы устанавливаются на судне для получения горячей воды с температурой 80—95° С, или для получения водяного пара низкого давления (3—7 кГ/см2). Получившие применение утилизационные котлы могут быть разделены на следующие типы: котлы, отапливающиеся только выпускными газами (чисто утилизационные котлы); котлы, отапливающиеся газами и жидким топливом попеременно; котлы, допускающие одновременное отопление газами и жидким топливом.
Уравнение теплового баланса утилизационного котла можно представить так:
где Q — тепло газов, подведенное к котлу в ккал/ч;
Q1 — тепло, переданное воде в котле;
Q2 — тепло, уносимое газами, уходящими из котла;
Q3 — тепло, теряемое стенками котла в окружающую среду. Количество тепла подводимого газами равно
где tг? — температура газов перед котлом.
Тепло, уносимое газами, уходящими из котла, равно
где tг?? — температура газов, покидающих котел.
Температуру tг?? принимают в зависимости от температуры пара в котле (tг?? = tп + 50° С), но не меньше 180° С.
При меньшей температуре возможна конденсация паров воды, имеющихся в продуктах сгорания, а потому имеет место коррозия стенок выпускного тракта.
Тепло, теряемое стенками котла в окружающую среду, при надлежащей теплоизоляции их, составляет примерно 5% от тепла, переданного котлу:
Коэффициент полезного действия утилизационного котла будет равен
После подстановки значений Q2 и Q находим значение к. п. д. котла, выраженное через температуры газов:
Необходимая поверхность нагрева утилизационного котла определяется по следующей формуле:
tв — температура воды в котле;
k — коэффициент теплопередачи от газов к воде.
Коэффициент теплопередачи от газов к воде главным образом определяется коэффициентом теплопередачи от газов к стенкам котла, который зависит от скорости газового потока и расположения поверхностей нагрева котла (расположения труб).
При скорости газов в котле 35—40 м/сек и при поперечном омывании газами труб котла коэффициент теплопередачи достигает величины 100— 110 ккал/м2ч·град; то же, но при продольном омывании труб, коэффициент теплопередачи составляет 80—90 ккал/м3ч·град.
Количество переданного тепла воде в котле равно
где i — теплосодержание выделяемого пара в котле;
tв? и tв?? — температуры входящей и выходящей воды из котла. Количество жидкого топлива, эквивалентное использованному теплу в утилизационном котле, равно
Повышение эффективного к. п. д. установки при использовании тепла выпускных газов в утилизационном котле составляет 4—10%. Наиболее эффективным является использование тепла выпускных газов четырехтактных дизелей.
Утилизационные котлы выполняются как газотрубные, так и водотрубные. Наибольшее допустимое сопротивление газовому потоку в утилизационном котле равно у четырехтактных дизелей 500 мм. вод. ст., двухтактных — 250 мм. вод. ст. При имеющемся достаточном объеме котла они одновременно заменяют глушитель.
Основные характеристики утилизационных котлов, получивших применение в судовых установках, приведены в табл. 8.
В судовых установках с мощностью дизеля 150—300 л. с. получили применение водогрейные газотрубные утилизационные котлы.
На рис. 151 показан продольный разрез водогрейного газотрубного утилизационного котла конструкции ЦТ КБ МРФ. Основные характеристики этого котла: поверхность нагрева 1,7 м2; теплопроизводительность при работе от четырехтактного дизеля мощностью 150 э. л. Q1 = 15 000 ккал/ч при мощности дизеля 225 э. л. с.; Q1 = 20 000 ккал/ч, вес котла без воды 163 кг и с водой 201 кг.
Котел имеет простую конструкцию и малое сопротивление газовому потоку. Выпускные газы двигателя подводятся сверху и по трубкам с внешним диаметром 45 мм перемещаются вниз. Вода в котел (в пространство между газовыми трубками) подводится сбоку внизу котла и отводится вверху котла.
Расположение патрубков подвода и отвода воды на приведенном чертеже не показано. Снаружи котел имеет теплоизоляцию.
Имеющаяся внизу котла камера способствует снижению шума выпуска. Газы из котла отводятся по одному из двух имеющихся патрубков, другой патрубок при этом закрывается заглушкой.
Наряду с газотрубными получили применение в судовых установках паровые водотрубные утилизационные котлы с принудительной циркуляцией.
На рис. 152 приведен общий вид (продольный разрез) и поперечный разрез утилизационного водотрубного парового котла с принудительной циркуляцией. Котел имеет рабочее давление 8 кГ/см2,. поверхность нагрева 14,2 м2 и паропроизводительность 120 кг/ч. Рассматриваемый котел змеевикового типа; вода, нагнетаемая насосом из приемного коллектора 1 котла, поступает в трубы, спирально расположенные в горизонтальных плоскостях. Котел состоит из десяти спиральных змеевиков, один конец каждого (входной) соединен с приемным коллектором котла, а другой — с отводящим коллектором 2. Нагнетаемая вода проходит путь в котле от приемного коллектора по трубопроводу одного из спиральных змеевиков и поступает в отводящий коллектор.
Выпускные газы двигателя поступают в котел снизу; их поток при своем движении вверх омывает грубы змеевиков, внутри которых циркулирует вода. При таком расположении труб и направлении движения газового потока с большой скоростью коэффициент теплопередачи от газов к стенкам достигает наибольшего значения. Вода, многократно циркулируя в котле, нагревается до температуры парообразования, выделяющийся пар уносится из котла вместе с водой и поступает в специальный паросборник или в имеющийся в установке вспомогательный котел.
Для достижения примерно одинакового нагрева воды во всех змеевиках верхние из них имеют клапаны для регулирования скорости циркуляции воды. Опыт эксплуатации показал, что котлы с принудительной циркуляцией достаточно надежны и удобны. Совместная работа утилизационного котла этого типа и вспомогательного котла, который используется как сепаратор пара утилизационного котла, обеспечивает судно паром при всех режимах его работы.
|