В карбюраторных двигателях процесс смесеобразования осуществляется вне цилиндра в особом устройстве, которое называется карбюратором. Схема элементарного карбюратора нами была рассмотрена ранее.
Характеристика элементарного карбюратора (зависимость между коэффициентом избытка воздуха и разрежением в диффузоре) не обеспечивает оптимального состава смеси на различных режимах работы двигателя. При увеличении разрежения в диффузоре ?рд этого карбюратора, при полном открытом дросселе, вследствие повышения числа оборотов происходит резкое обогащение горючей смеси, т. е. уменьшение коэффициента избытка воздуха.
Происходит это потому, что по мере увеличения разрежения в диффузоре карбюратора расход вытекающего топлива из жиклера увеличивается в большей степени, чем расход воздуха. Объясняется это следующим. При увеличении разрежения в диффузоре плотность топлива остается неизменной, тогда как плотность воздуха уменьшится, и, кроме того, сопротивление прохождению воздуха через диффузор увеличится более резко, чем сопротивление истечению топлива из жиклера. Таким образом, элементарный карбюратор не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ним. В карбюраторе должны быть устройства (системы), которые позволили бы удовлетворять требованиям эксплуатации двигателей. К таким системам относятся:
1) компенсационная — для исправления неудовлетворительной характеристики элементарного карбюратора;
2) обогатительная — для резкого обогащения смеси лишь при полном открытии дросселя;
3) холостого хода — для обеспечения минимально устойчивого числа оборотов;
4) ускорительного насоса — для обогащения смеси при резком открытии дросселя;
5) пусковая — для облегчения пуска.
В карбюраторах применяются следующие компенсационные системы главного дозирующего устройства:
система с компенсационным жиклером;
система с пневматическим торможением;
система с изменяющимся сечением диффузора;
система с изменяющимся сечением жиклера.
В современных карбюраторных двигателях наибольшее применение получила система с пневматическим торможением топлива.
Такой карбюратор и его характеристика показаны на рис. 29.
Карбюратор имеет компенсационный колодец 1, который снабжен сверху пробкой с калиброванным отверстием 4 (воздушный жиклер).
Топливо поступает в диффузор 2 через распылитель 3 из колодца и из поплавковой камеры через жиклер 5. При работе двигателя в колодце 1 создается разрежение меньше, чем в диффузоре ?р = р0 — рд. Путем подбора сечения воздушного жиклера можно получить желаемое разрежение в колодце 1 в зависимости от разрежения ?рд, а тем самым получить желаемый расход топлива через жиклер 5. При такой схеме работы карбюратора через распылитель 3 происходит истечение смеси топлива с воздухом (эмульсия), и поэтому такой распылитель называется эмульсионным. Воздух, входящий через жиклер 4, уменьшает разрежение перед жиклером 5 и тем самым снижает расход топлива. Воздух, входящий в компенсационный колодец, ввиду его малого количества, не может непосредственно оказать заметного влияния на состав смеси.
Характеристика карбюратора показывает, что при увеличении разрежения в диффузоре ?рд состав смеси мало изменяется, что и требуется от карбюратора. В период истечения топлива в карбюраторе успевает испаряться примерно 50% топлива. Полностью топливо испаряется и перемешивается с воздухом уже в цилиндрах двигателя за периоды процессов наполнения и сжатия. К моменту зажигания смесь становится
вполне однородной, что обеспечивает протекание полного процесса сгорания смеси с малым коэффициентом избытка воздуха (? = 1,05?1,10).
Требование однородности состава смеси паров топлива с воздухом, кроме всего, еще диктуется пределами воспламеняемости смеси. Смесь паров бензина с воздухом, имеющая коэффициент избытка воздуха ??0,3 и ??1,23, не воспламеняется.
Система с компенсационным жиклером (рис. 30) имеет два жиклера: главный и компенсационный. Главный жиклер 1 обогащает смесь при увеличении разрежения ?pд, в тоже время компенсационный жиклер 2 обедняет эту смесь. Последнее происходит потому, что по мере роста разрежения ?рд уровень топлива в компенсационном колодце будет снижаться, и когда он сравняется с горизонтальным каналом, через компенсационный жиклер будет поступать смесь топлива с воздухом. Путем подбора сечений главного и компенсационного жиклеров можно получить необходимую характеристику карбюратора ? = f (?pд ).
Карбюратор, как это было отмечено ранее, должен иметь целый ряд устройств, которые бы обеспечивали получение смеси нужного состава при всех режимах работы двигателя.
На рис. 31 показана схема современного карбюратора, включающего все эти устройства. Воздух в карбюратор поступает через патрубок 16, в котором расположена воздушная заслонка (дроссель) 17. Прикрытие заслонки 17 позволяет обогатить смесь при пуске двигателя в ход. За диффузором 13 расположена заслонка смеси 11. Уровень топлива в поплавковой камере поддерживается на почти неизменной высоте с помощью поплавка 7, который, поднимаясь или опускаясь вместе с топливом, действует на запорный клапан 6 и тем самым регулирует поступление топлива в поплавковую камеру. Поплавковая камера соединена каналом 3 с приемным патрубком до воздушной заслонки.
Карбюратор имеет компенсирующую систему. Главный жиклер 18 пропускает топливо из поплавковой камеры в форсунку 15. Величина сечения главного жиклера регулируется дроссельной иглой 1. Компенсационный жиклер 2 подает топливо в компенсационный колодец 12 и далее через форсунку 14 в воздушный поток, проходящий по диффузору. Система холостого хода, состоящая из жиклера 8, трубки 9 и регулирующего винта 10, питается топливом из компенсационного колодца. При переходе с холостого хода на режимы работы эмульсия поступает в воздушный поток за диффузором через два отверстия; одно расположено выше заслонки, а другое ниже. При этом через обходной канал 3 воздух будет поступать в задроссельное пространство, дополнительно эмульсируя смесь. Вспомогательное устройство, позволяющее уменьшить коэффициент избытка воздуха в смеси до значения, при котором мощность двигателя достигает максимальной величины, называется обогатителем смеси. Для подачи дополнительной порции топлива при быстром открытии заслонки смеси на карбюраторе устанавливается ускорительный насос. Опыт показывает, что при резком открытии заслонки происходит обеднение смеси, замедляющее нарастание скоростного режима. Для устранения этого и применяется ускорительный насос.
В рассматриваемой схеме карбюратора обогатитель конструктивно объединен с ускорительным насосом.
При резком открытии заслонки поршень 20 ускорительного насоса принудительно открывает нагнетательный клапан 4 обогатительного устройства и нагнетает топливо через форсунку 19. Клапан 5 является впускным клапаном. Для увеличения периода подачи топлива ускорительным насосом передача движения от заслонки к поршню насоса происходит через пружину. Наряду с механическим приводом поршня ускорительного насоса применяют и пневматический привод.
|