Главное меню

Топливо для дизелей

Для дизелей и калоризаторных двигате­лей используется тяжелое жидкое топливо. Частицы распыленного топлива, впрыскиваемые в цилиндр в горячую среду сжатого воз­духа, воспламеняются не мгновенно; от начала впрыска до момента воспламенения проходит некоторый промежуток времени. Эта задер­жка начала горения называется периодом задержки воспламенения. При большом периоде задержки воспламенения работа дизеля сопровождается резким стуком («жесткая работа»). Продол­жительность периода задержки воспламенения зависит главным образом от температуры воспламенения, уменьшаясь с понижением ее. Чем выше степень сжатия, а следовательно, выше температура конца сжатия, тем быстрее нагреются частицы топлива и тем короче период задержки воспламенения. При хорошем перемешивании распы­ленного топлива с воздухом, чему способствует завихрение воздуха в цилиндре, также уменьшается период задержки воспламенения.

Свойство топлива, оцениваемое величиной периода задержки воспламенения, определяется цетановым числом. Для установления цетанового числа испытываемое топливо сравнивают по работе со смесью двух углеводородов: одного — цетана, легко самовоспламеняемого (его цетановое число принимают за 100), и другого — метил нафталина, который самовоспламеняется с тру­дом (его цетановое число принимают за 0). Процентное содержание цетана в эталонной смеси этих углеводородов, которая имеет такую же задержку воспламенения, как и испытываемое топливо, называется цетановым числом. Сравнение испытываемого топлива с эталонным для определения цетанового числа производится на специальных двигателях.

В табл. 6 даны основные характеристики топлив для дизелей, установленные государственными стандартами. При выборе топлива для двигателя в основном следует руководствоваться указаниями завода-изготовителя. В тех случаях, когда заводские указания отсутствуют, можно руководствоваться следующим. Чем быстро­ходнее двигатель, тем более высокие требования предъявляются к топливу. Для тихоходных двигателей применяются моторные топлива: ДТ-1 (М3), ДТ-2 (М4) и ДТ-3 (М5). Эти топлива представ­ляют смесь мазута с соляром и керосином в различных пропор­циях.

Для дизелей с оборотами более 500 в минуту в качестве топлива можно применять соляровое масло, а также дизельное топливо, выпускаемое четырех сортов: ДА-дизельное арктическое, предназначенное для использования при температуре наружного воздуха ниже минус 30° С, ДЗ — дизельное зимнее — для использования при температуре наружного воздуха выше минус 30° С, ДЛ — дизель­ное летнее — для использования при температуре наружного воз­духа выше 0° С, ДС — дизельное специальное топливо.