Термодинамический метод определения параметров цикла двигателей внутреннего сгорания впервые был разработан В. И. Гриневецким и усовершенствован впоследствии Е. К. Мазингом.
Если принять, что процесс сгорания в цилиндре двигателя протекает вначале при постоянном объеме, а потом при постоянном давлении, т. е. по линии СZ'Z (рис. 79), и допустить равенство температур и давлений по пространству сгорания цилиндра, то количество тепла, выделенного от неполного сгорания 1 кг топлива, в соответствии с первым законом термодинамики, распределяется так:
Работа за процесс с — z' равна нулю, а потому за рассматриваемый процесс сгорания с—z будет равна совершаемой работе за изобарный процесс z' — z:
В данном выражении работы произведем замену, для чего воспользуемся уравнением состояния газа:
Разделим и умножим первый член правой части этого выражения на (L+Mr), а кроме того, в первом и во втором членах вынесен L за скобку:
Подставляя значения приращений внутренней энергии газов, получим уравнение сгорания цикла со смешанным подводом тепла
В этом уравнении С?m', и Cpт" — средние мольные теплоемкости продуктов сгорания (точка 1), а С?m' — средняя мольная теплоемкость воздуха. В целях упрощения расчета для двигателей с небольшим коэффициентом остаточных газов (?r <С 0,05) можно принять, что теплоемкость остаточных газов, обозначенная в уравнении (71) Cpт", равна теплоемкости воздуха, и. если принять что процесс сгорания заканчивается в точке z, то ?z — ? и уравнение сгорания примет упрощенный вид
Средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания срт" определяется по формуле (64), а теплоемкости срт отдельных газов, входящих в состав продуктов сгорания, определяются по формулам (5.9), (61) и (63) с подстановкой температуры Тz° К. Средняя мольная теплоемкость воздуха определяется по формуле (58), если ввести в формулу значение температуры Тс° К.
Степень повышения давления при сгорании ?, входящая в уравнение сгорания, определяется в зависимости от принимаемой величины максимального давления цикла рz;
Для малооборотных и среднеоборотных дизелей без наддува рz принимается 50—60 кГ/см2, а у дизелей с наддувом достигает 70—85 кГ/см2.
Для многооборотных дизелей без наддува рz принимают 60—80 кГ/слг, а с наддувом 100—120 кГ 1см2.
Следует заметить, что повышение давления рz утяжеляет конструкцию двигателя, но теплоиспользование в цилиндре и мощность его при этом возрастают. Значением коэффициента ?z для определения температуры Tz из уравнения (71 а) задаются, руководствуясь при этом соображениями, изложенными ранее.
После подстановки численных значений уравнение сгорания принимает вид квадратного уравнения относительно искомой температуры цикла Тz (в точке z):
Решение этого уравнения позволяет определить максимальную температуру цикла Тz, которая для цикла смешанного подвода тепла при режиме полной нагрузки составляет 1750—2000° К.
После определения температуры Тz можно определить и степень предварительного расширения:
Значение ? колеблется от 1,2 до 1,6.
Для цикла с изохорным подводом тепла (цикл карбюраторных двигателей) в уравнении (70) работа АLсz = 0 и потому уравнение сгорания в развернутом виде будет иметь вид
Здесь средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания определяется согласно известной зависимости С?m" — Сpm"— 1,986 с подстановкой температуры Тс для определения теплоемкости остаточных газов [второй член в левой части уравнения (73) ] и температуры Тz для определения теплоемкости продуктов сгорания [правая часть уравнения (73)].
Степень повышения давления в этом цикле определяется по формуле
откуда рz =? ? рс.
Величина температуры Тz цикла с изохорным подводом тепла достигает 2300—2500? К и давление рz = 30—45 кГ/см2.
Как это было изложено ранее, процесс сгорания в цилиндре двигателя протекает при изменяющихся давлении, температуре и объеме газов (рабочего тела). К тому же температура газа в пространстве сгорания не является одинаковой. Наибольшего значения она достигает во фронте пламени. Отсюда следует, что термодинамический метод определения температуры сгорания является приближенным. Погрешность этого метода исправляется введением в уравнение сгорания коэффициента использования тепла. Правильность выбора значения коэффициента в значительной мере определяет соответствие температуры, полученной из уравнения, действительной.
Выполненные экспериментальные исследования К. Нейманом, Н. В. Иноземцевым, В. К. Кошкиным, И. И. Вибе, Б. М. Гончаром и др. позволили составить различные уравнения, наиболее полно отражающие физико-химическую сущность процесса сгорания, протекающего в цилиндре дизеля.
Для практического применения указанных уравнений необходимо иметь опытные данные по изменению скорости сгорания и другие величины, что значительно ограничивает возможность использования их.
Уравнение сгорания, предложенное Б. М. Гончаром (ЦНИДИ) [4], имеет следующий вид:
После некоторых преобразований уравнение сгорания принимает окончательный вид
Относительная скорость сгорания, входящая в уравнение (75), принимается по экспериментальным данным или определяется по эмпирическим формулам.
В частности, может быть рекомендовано следующее уравнение:
Текущее значение поверхности теплообмена определяется из выражения
Здесь D и S — диаметр цилиндра и ход поршня в м.
Все расчеты по приведенному уравнению следует производить на ЭВЦМ.
Динамика тепловыделения. Анализ снятых индикаторных диаграмм позволяет установить процесс тепловыделения в цилиндре двигателя.
На рис. 80 приведены типичные кривые тепловыделения в зависимости от угла поворота коленчатого вала. Кривые х = f(?) и dx/d? =f(?) выражают долю сгоревшего топлива от цикловой подачи и относительную скорость сгорания топлива; кривые хm = f(?) и dxm /d? = f(?) — отдачу тепла от рабочего тела (газа) стенкам цилиндра; кривые хi = f(?) и dxi /d? = f(?) — использованное тепло в цилиндре двигателя; их называют кривыми активного тепловыделения
Разбивая индикаторную диаграмму на отдельные участки (длиной до 5°) и используя уравнение первого закона термодинамики, Н. В. Иноземцев [8 ] впервые предложил следующее выражение для определения относительной доли сгоревшего топлива:
Как показывают опытные данные, величина xi/x по ходу процесса сгорания колеблется в ограниченных пределах (0,92—0,96), а потому при определении доли сгоревшего топлива можно принять, что
Таким образом, по индикаторной диаграмме определяется вначале зависимость
где ?т — кажущийся молекулярный вес топлива;
V — текущий объем цилиндра двигателя.
В процессе сгорания топлива в цилиндре двигателя происходит изменение внутренней химической энергии рабочего тела, поэтому для определения полного изменения внутренней энергии необходимо иметь состав газа в каждый рассматриваемый момент времени. В связи с этим З. С. Мац [10] предложил для определения доли сгоревшего топлива следующую, более уточненную, формулу:
Работу, совершаемую газами, определяют из индикаторной диаграммы, рассматривая каждый участок ее как политропный процесс с постоянным показателем п:
Указанную работу каждого участка можно определить и непосредственно из индикаторной диаграммы (в координатах р—V), если рассматривать их как площадь, ограниченную линией процесса сгорания, осью абсцисс и ординатами начала и конца рассматриваемого участка диаграммы.
|