Нагнетательный клапан топливного насоса (дет. № В2.80-16-517, рис. 96, а) и седло нагнетательного клапана (дет. № В280-16-518, рис. 96,б) изготавливают из стали ШХ15 и подвергают закалке до твердости НRС 59?64.
Дефекты, при которых нагнетательный клапан подлежит восстановлению:
1. Износ поверхностей разгрузочного пояска, запирающего конуса и направляющей части клапана.
2. Износ запирающей фаски, поверхности отверстия и торцовой поверхности седла клапана в месте прилегания к втулке плунжера.
Нагнетательные клапаны, которые имеют износ разгрузочного пояска по высоте, сколы или смятие кромок разгрузочного пояска, трещины или сколы на торце седла клапана, а также трещины, сколы и глубокую коррозию, которую невозможно вывести притиркой, на рабочей части клапана выбраковывают.
Восстановление нагнетательных клапанов рекомендуется производить сочетанием способов перекомплектовки и хромирования клапанов тех пар (клапан-седло клапана), которые не могут быть восстановлены перекомплектовкой. Эта рекомендация, как и технологический процесс восстановления нагнетательных клапанов, аналогична рассмотренному ранее технологическому процессу восстановления плунжерных пар. Ниже рассмотрены лишь особенности отдельных операций восстановления нагнетательных клапанов.
Восстановление нагнетательных клапанов хромированием. Обработка клапанов. Перед хромированием нагнетательный клапан подвергают предварительной притирке для выведения следов износа на уплотняющей конической поверхности и направляющей его части. Клапан устанавливают в цанговый патрон доводочной бабки и при 800—850 об/мин и 40—50 двойных ходов притира в минуту обрабатывают чугунным притиром 20— 14-микронной доводочной пастой. Вначале обрабытывают коническую поверхность, а затем направляющую часть клапана.
На обработанных поверхностях клапана следы износа должны отсутствовать.
Подготовку к хромированию и хромирование предварительно обработанных поверхностей нагнетательных клапанов производят по такой же технологии, что и для плунжерных пар топливного насоса, — меняют лишь конструкцию подвески.
После хромирования на нагнетательных клапанах притупляют оселком острые кромки и наросты хрома. Эту операцию производят при 350—400 об/мин шпинделя доводочной бабки. Поверхность уплотняющего конуса, а затем направляющую часть клапана последовательно обрабатывают на доводочной бабке чугунными притирами 20-14- и 3-микронной пастами при 800— 850 об/мин шпинделя и 40—50 двойных ходов в минуту притира.
На уплотняющей поверхности клапана не должно быть следов обработки; чистота ее должна соответствовать эталонному образцу (новый клапан).
Поверхность направляющей части и разгрузочного пояска клапана должна быть зеркальной, без матовых пятен и следов обработки. Овальность данной поверхности не должна быть более 0,002, а конусность не более 0,003 мм.
После притирки и тщательной промывки клапаны сортируют на группы через 0,002 мм и укладывают по размерным группам в специальную тару с ячейками.
Контроль погрешности формы и сортировку клапанов производят на тех же приборах, которые применяли для контроля плунжеров.
Обработка седел клапанов. Отверстия седел клапанов подвергают обработке чугунным притиром последовательно 20-, 14- и 3-микронной доводочными пастами.
Эту операцию производят на вертикально-доводочном станке XT3-389-075 или на доводочной бабке при 250—350 об/мин и 40—50 двойных ходов в минуту притира.
На обработанной поверхности седла клапана следы износа и видимые штрихи должны отсутствовать; чистота поверхности должна соответствовать 11, а классу. Овальность и конусность отверстия не должны превышать 0,001 мм.
Седла клапанов после притирки сортируют на группы через 0,002 мм и укладывают по размерным группам в специальную тару с ячейками.
Контроль погрешности формы и сортировки клапанов производят на ротаметре, который использовали для этой цели и при восстановлении втулок плунжеров.
Торцовую поверхность седла клапана в месте прилегания к втулке плунжера, которая имеет следы износа, подвергают притирке 14- и 3-микронной доводочной пастой на чугунной притирочной плите. Притертая поверхность должна иметь чистоту, соответствующую 11, а классу. Эталонное тело, приложенное в сухом виде к этой поверхности, должно удерживать деталь в любом ее положении.
Спаривание седла и клапана и их испытание. Клапан и седло клапана подбирают для совместной притирки из одной группы. Клапан наощупь должен плотно входить в седло.
Спаривают клапанную пару на доводочной бабке 7- и 3-микронной пастой при 250—300 об/мин. Клапанную пару окончательно притирают на веретенном масле до .свободного опускания клапана в седло и до появления на конусной уплотняющей части равномерного кольцевого пояска. На цилиндрической части клапана и седла допускаются заметные на глаз беспорядочно расположенные штрихи, являющиеся результатом притирки. На рабочей части поверхности конуса не должно быть заметных на глаз каких-либо следов предварительной обработки.
Подвижность клапана в седле, контролируемая наощупь, должна быть не большей, чем в эталонной паре клапан-седло.
После тщательной промывки и смазки чистым дизельным топливом клапаны должны свободно садиться на уплотняющий конус от собственного веса с любого положения по высоте. Никаких местных сопротивлений движению клапана не допускается. Эту проверку производят не менее 5 раз, поворачивая клапан примерно на 70° перед каждой последующей проверкой движения клапана
Проверку плотности нагнетательной пары можно производить пневматическим и гидравлическим способами.
Контроль плотности пары по конусу производят на стенде для «прессовки клапанной пары ХТЗ-352-474. Плотность клапана по уплотняющему конусу проверяют после тщательной промывки клапанной пары в чистом дизельном топливе. Проверку производят воздухом, прижимающим клапан к седлу под давлением 4 ? 6 кг/см2. Протекание воздуха в дизельном топливе определяют по выделению воздушных пузырьков при трех положениях клапана относительно седла с поворотом клапана примерно на 120°. Клапанную пару выдерживают под давлением воздуха не менее 5 секунд.
Контроль пары на плотность по разгрузочному пояску осуществляют путем замера расхода воздуха на ротаметре, настроенном по двум эталонным парам, которые имеют диаметральный зазор по разгрузочному пояску 0,002 и 0,008 мм. Зазор в эталонных парах устанавливают методом непосредственного измерения клапана и седла. Подъем клапана при проверке пары на ротаметре должен быть равным 1 мм.
Плотность проверяемой клапанной пары по ротаметру, настроенному по эталонным парам, должна быть в пределах 0,002?0,008 мм.
Испытание клапанной пары гидравлическим способом производят на приборе ПР-1086 Красноуфимского механического завода или на приборе КП-1609А с дополнительным устройством для установки обратного клапана и обеспечением возможности подъема клапана при испытании на герметичность по разгрузочному пояску.
Прибор ПР-1086 позволяет определить герметичность клапана по разгрузочному пояску, а также суммарную герметичность клапана по запорному конусу и разгрузочному пояску. Испытание производят на дизельном топливе. Клапанную пару устанавливают в прибор, и давление топлива в приборе поднимают до 5,5 кг/см2. Затем с помощью секундомера фиксируют время снижения давления топлива от 5 до 4 кг/см2. Клапанную пару испытывают с трехкратной повторностью, проворачивая после каждого испытания клапан относительно седла приблизительно на 120°.
Определение годности клапанной пары при испытании производят путем сравнения испытуемых пар с эталонными по одним и тем же показателям.
|