В реальном двигателе в начале каждого цикла в цилиндр поступает извне воздух или смесь топлива с воздухом.
Процесс, в течение которого происходит заполнение цилиндра воздухом или смесью воздуха с топливом, называется процессом наполнения. Параметры процесса наполнения, определяющие количество поступающего воздуха или смеси в цилиндр двигателя, зависят от целого ряда факторов. Основным таким фактором является падение давления воздуха или смеси при поступлении в цилиндр.
Величина падения давления зависит от сопротивления движущемуся потоку во впускном тракте двигателя. Вследствие этого сопротивления давление свежего заряда в конце впуска ра (рис. 25) в четырехтактном двигателе всегда меньше давления перед впускным органом (р0 или рk).
Величина падения давления в конце впуска равна ?ра = р0 — ра, а с наддувом (рис. 26) ?рк = рк — ра. Воздух или смесь, заполняя цилиндр двигателя, от соприкосновения с горячими стенками его нагреваются, вследствие чего плотность заряда уменьшается и уменьшается его вес.
В конце сжатия остаются отработавшие газы, которые называются остаточными газами. Температура Тr и давление рr остаточных газов значительно выше температуры и давления свежего заряда перед впускными органами. Свежий воздух смешивается с остаточными газами и нагревается, кроме того, как это видно на индикаторной диаграмме (см. рис. 25), в двигателях без наддува сокращается продолжительность впуска, так как начальная часть процесса впуска теряется на расширение остаточных газов от давления рr до давления р0. Наличие в цилиндре остаточных газов уменьшает количество свежего заряда. Если принять процесс впуска как процесс установившегося движения, то можно применить к нему уравнение Бернулли.
Пренебрегая начальной скоростью движения у входа во впускной тракт, можно написать
где ? — скорость протекания воздуха через впускной клапан;
?0 — коэффициент сопротивления впускного тракта;
?0 — плотность воздуха при давлении р0.
Откуда
Следовательно, потеря давления свежего заряда пропорциональна квадрату скорости его в проходном сечении впускного клапана.
Применяя к процессу впуска уравнение неразрывности потока, можно написать
Для уменьшения скорости свежего заряда отношение F/f должно быть минимальным, поэтому в быстроходных двигателях применяют два впускных клапана.
Значения F/f изменяются в следующих пределах:
Определив из уравнения (9) величину скорости шт, можно из уравнения (8) определить ?ра и величину давления в конце впуска.
Рассматривая процесс впуска как процесс истечения с малым перепадом давления, можно приближенно написать
Откуда давление в конце впуска (или в начале сжатия) будет равно
При работе двигателя с наддувом
Здесь, кроме ранее обозначенных величин, ? — коэффициент, учитывающий вредные сопротивления; ? = 0,60?65.
Подставляя в выражение (8) значение ?т из уравнения (9), находим
где постоянная для данного двигателя величина
Таким образом, при работе двигателя потери давления на впуске, при сохранении неизменными свободного сечения впускного клапана и впускного тракта, зависят только от числа оборотов вала и пропорциональны квадрату числа оборотов.
По опытным данным, давление в конце впуска (в начале сжатия) в четырехтактных двигателях составляет:
Меньшие значения относятся к быстроходным двигателям.
Температуру свежего заряда в конце впуска (в начале сжатия) Т°аК можно определить из уравнения баланса тепла, составленного для свежего заряда в количестве L молей и остаточных газов в количестве Мr молей до их смешения в цилиндре и после смешения в конце впуска:
Разделив все члены этого уравнения на L и обозначив Mr / L = уr, находим
Значения Та для номинального режима работы колеблются у двигателей:
Карбюраторные двигатели имеют более высокую температуру Та вследствие малой степени сжатия, повышенного количества остаточных газов и более высокой температуры Тr.
|