Топливо для карбюраторных двигателей

Для карбюраторных двигателей в качестве топлива используют бензины, лигроины и керосины. Сгорание этих топлив в двигателях иногда приводит к так называемой детонации. Детонационное сгорание выражается в резком увеличении скорости распространения фронта пламени и сопровождается резким повышением давления и температуры. Внешне детонация проявляется в сильном металли­ческом стуке в цилиндрах, падением мощности, дымным выхлопом и может привести к быстрому прогоранию поршней и пр. Для пред­отвращения детонации, которая возникает главным образом у дви­гателей с повышенной степенью сжатия (свыше 5), приходится использовать различные сорта легких топлив. Детонация возрастает при работе на топливах с низкой температурой самовоспламенения, а также при недостаточном количестве воздуха в горючей смеси.

Антидетонационные свойства бензина оцениваются его октановым числом. Октановым числом называется процентное содержание по объему изооктана в такой смеси с нормальным гепта­ном, которая эквивалентна по детонации с испытываемым топливом. Условно принимают, что углеводород изооктан имеет октановое число 100, а углеводород гептан — ноль. Чем выше октановое число, тем спокойнее будет протекать процесс сгорания при повышенной степени сжатия. Определяется октановое число опытным путем на специальном двигателе с переменной степенью сжатия

Для борьбы с явлениями детонации к топливу добавляют спе­циальные присадки — антидетонаторы. Основным антидетонатором является тетраэтилсвинец Рb (С2Н5)4 (сокращенно ТЭС), являю­щийся сильно ядовитой бесцветной или слегка желтоватой жид­костью. Вдыхание паров или попадание ТЭС на кожу вызывает общее отравление организма. Топлива с присадкой ТЭС также ядовиты, и для отличия их окрашивают обычно в красный или синий цвет.

В табл. 7 приводятся установленные основные характеристики бензинов (ГОСТ 2084-56) и керосина (ГОСТ 1842-52). Числа 66, 72, 74, 76 у бензинов соответствуют их наименьшим октановым числам. Бензин должен быть бесцветным, прозрачным и не содер­жать смолистых примесей. Лигроин представляет собой нефтепро­дукт, свойства которого являются промежуточными между свой­ствами бензина и керосина. Керосин, чем он лучше очищен, тем про­зрачнее. Плохо очищенный керосин желтеет вследствие образования смолистых веществ.