Работа двигателя с отбором мощности на валу
Иногда валопровод, идущий к гребному винту от главного судового двигателя, или свободный носовой конец коленчатого вала используется для приведения в действие различных агрегатов, из которых можно назвать электрогенератор (приводимый в действие от вала двигателя для выработки электроэнергии, необходимой судну в ходу, включая и полный ход его).
В связи с этим возникает вопрос — на какую мощность и число оборотов в этом случае следует проектировать гребной винт. Рассмотрим прежде всего случай, когда гребной винт рассчитан на мощность двигателя, которая полностью передается ему без промежуточного отбора.
Иными словами, двигатель при числе оборотов nном должен развивать мощность, равную сумме
Так как подача топлива за цикл должна возрасти пропорционально увеличению мощности и уменьшению теплоиспользования в цилиндре двигателя, то при мощности электрогенератора не больше 5% от мощности двигателя (как это и имеет место в практике) можно принять ?i/?i?= ?, а потому
При значении ? = 2,0; ?' = 2/1,1=1,82.
Отсюда можно сделать вывод, что снижение коэффициента избытка воздуха при работе двигателя с мощностью Nе ном + ?N при числе оборотов nном будет существенным. При таком уменьшении коэффициента избытка воздуха заметно повысится температура выпускных газов и средняя температура за цикл, а потому длительно такую работу двигателя допустить нельзя.
Необходимо, чтобы мощность двигателя при одновременной работе на гребной винт и на электрогенератор не превышала номинальной мощности его:
где Ne” —мощность двигателя, передаваемая гребному винту.
В этом случае гребной винт должен быть рассчитан на мощность Ne” и число оборотов nном.
Взаимное расположение внешней характеристики двигателя (кривая 1) и винтовой (кривая 2) показано на рис. 180. При отключении электрогенератора двигатель на величину ?Ne будет недогруженным до номинальной мощности.
Путем увеличения подачи топлива за цикл (по сравнению с подачей при мощности двигателя Ne” < Nе ном) и соответствующего увеличения числа оборотов вала мощность двигателя можно повысить до величины номинальной мощности Nе ном. Число оборотов вала двигателя при этом будет равно (рис. 180)
Повышение числа оборотов на один процент практически не изменит коэффициент наполнения цилиндра двигателя, а потому коэффициент избытка воздуха при режиме работы Nе ном и п' будет иметь то же значение, что и при режиме N е ном и nном. При большем значении ?Ne и соответственно значительном повышении числа оборотов для достижения номинальной мощности тепловая и динамическая напряженность двигателя будет возрастать, и двигатель будет работать с перегрузкой.
|