Программы испытаний двигателей
Испытываются двигатели после постройки как на заводском стенде, так и на судне.
В период эксплуатации для определения технического состояния судовые двигатели подвергаются периодическим, так называемым контрольным, теплотехническим испытаниям. Стендовые испытания двигателя (головного) имеют целью определение показателей работы его, выявление надежности конструкции, качества изготовления, сборки и срока службы. В целом результаты стендовых испытаний двигателя должны установить, насколько технико-экономические показатели работы его удовлетворяют требованиям заказа.
Программа стендовых испытаний составляется соответственно с требованиями ГОСТа и Регистра СССР и должна включать:
1. Определение времени, необходимого на пуск холодного двигателя.
2. Испытание при полной гарантийной нагрузке и числе оборотов (номинальная мощность и номинальное число оборотов) продолжительностью 8 ч.
3. Испытание при перегрузке 10% с числом оборотов 103% от номинального (груз на тормозе 107% от номинального) продолжительностью 1 ч.
4. Испытание при нагрузке 3/4 от номинальной нагрузки с числом оборотов 91% от номинального (груз на тормозе 83% от номинального) продолжительностью 1 ч.
5. Испытание при нагрузке 1/2 от номинальной нагрузки, с числом оборотов 80% от номинального (груз на тормозе 63% от номинального) продолжительностью 1 ч.
6. Испытание при нагрузке 1/4 от номинальной нагрузки с числом оборотов 63% от номинального (груз на тормозе 39% от номинального) продолжительностью 1 ч.
7. Испытание на холостом ходу при номинальном числе оборотов продолжительностью 1/2 ч.
8. Испытание на задний ход с номинальным числом оборотов продолжительностью 1/2 ч.
9. Определение минимально устойчивого числа оборотов.
10. Испытание действия регулятора числа оборотов на выключение топливных насосов при увеличении числа оборотов сверх номинального на 15%.
Кроме этого, программой должно быть предусмотрено проведение испытаний на определение надежности и износостойкости различных узлов и деталей двигателя.
После произведенных испытаний двигатель разбирается с целью определения состояния трущихся поверхностей и износа подвижных деталей. По окончании установки двигателя и всех вспомогательных механизмов на судне силовая установка его подвергается швартовным испытаниям. Программа швартовных испытаний преследует цель проверки сборки двигателя и его надежности работы на передний и задний ход, а также проверки сборки валопровода и всех вспомогательных механизмов судна.
Ходовые испытания судна и его силовой установки (включая испытание главных двигателей и всех вспомогательных механизмов) проводятся по программе, согласованной с ГОСТом и Регистром СССР.
Программа ходовых испытаний главного двигателя должна включать:
1. Испытание при номинальной нагрузке и номинальном числе оборотов в продолжение 20 ч.
2. Испытание при числе оборотов 103% от номинального продолжительностью 1 ч.
3. Испытание при числе оборотов, соответствующем нормальной мощности двигателя, и при 80 и 63% номинального числа оборотов продолжительностью по одному часу.
4. Испытание по определению минимально устойчивого числа оборотов.
5. Испытание на задний ход.
6. Испытание пусковых и реверсивных качеств двигателя.
7. Испытание по определению зон критических чисел оборотов.
8. Испытание двигателя при нагнетании охлаждающей воды и смазочного масла резервными насосами продолжительностью 1 ч и с полной нагрузкой.
В период указанных испытаний (стендовых и ходовых) производятся следующие замеры:
1. Эффективная мощность.
2. Число оборотов коленчатого вала.
3. Параметры рабочего цикла [рz, ?p/?? , рс, ?i) путем съемки индикаторных диаграмм.
4. Температуры: выпускных газов, охлаждающей воды (входа и выхода), смазочного масла, наружного воздуха.
5. Давление: наружного воздуха, з выпускном тракте, во впускном тракте, смазочного масла.
6. Расход топлива, смазочного масла и охлаждающей воды.
7. Состав выпускных газов.
8. Расход пускового воздуха.
В результате стендовых испытаний устанавливаются: внешняя, винтовая и нагрузочная характеристики двигателя и изменение при этом основных показателей работы двигателей (рz, ?p/?? рс ?i, gi, gе, ?i, ?т, ?е, ?1,tг].
Ходовые испытания судна прежде всего позволяют установить соответствие элементов гребного винта внешней характеристике двигателя, а также основные показатели работы его на гребной винт испытываемого судна.
|