Судовые двигатели

Режим работы судового двигателя на швартовах

Режим работы судового двигателя на швартовах

Вращающий момент гребного винта, как известно, определяется следующей формулой:

Здесь п — число оборотов гребного вала в минуту.

Зависимость k2 = f(?Р) устанавливается при расчете гребного винта, а потому, зная численное значение коэффициента k2 для режима работы на швартовах, пользуясь формулой (256), можно вычислить мощность Nв на этом режиме для всего диапазона чисел оборотов. Полученная зависимость Nв = f(n) при ?р = 0 представляет собой винтовую характеристику двига­теля при работе его на швартовах.

Винтовый характеристики различных режимов работы судового дизеля

Точка пересечения 3 (рис. 174) этой винтовой характеристики (кривая 2) с внешней характеристикой номинальной мощности двигателя (кривая 1) определит допустимое число оборотов вала двигателя при работе на шварто­вах nШВ и соответствующую ему мощность Nешв. Обычно nшв = (0,80 ? 0,85)nном.

Если топливный насос не имеет ограничителя подачи топлива, то число оборотов nшв может быть и увеличено, но работа двигателя при этом будет сопровождаться дымным выхлопом, высокой температурой выпускных газов и высоким значением средней температуры за цикл, что является недопу­стимым. На рисунке нанесены винтовые характеристики при различных ?р; наибольшее значение ?р соответствует номинальным значениям мощности и числа оборотов двигателя.

При трогании с места и последующем разгоне судна, вследствие того, что необходимо преодолеть, кроме сопротивления воды, еще силу инерции массы судна, вращающий момент винта может достичь значительной вели­чины. Коэффициент момента имеет при этом значение, близкое к максимальному. Если принять, что в период трогания судна k2тр = const, то момент гребного винта

будет зависеть только от числа оборотов вала двигателя.

При высоком значении nтр мощность двигателя может оказаться боль­ше, чем мощность по внешней характеристике номинальной мощности при данном числе оборотов вала двигателя nтр. Приращение п, Мв и скорости судна v в последующий период разгона судна определяется продолжитель­ностью периода разгона судна до момента достижения установившейся скорости судна, соответствующей числу оборотов гребного винта nном. Пере­грузка двигателя, которая может быть в период трогания и разгона судна, при наличии ограничителя подачи топлива у топливного насоса исключает­ся (т. е. когда возможно максимальная подача топлива за цикл не будет превос­ходить подачи, соответствующей внешней характеристике номинальной мощности).