Режим работы судового двигателя на швартовах
Вращающий момент гребного винта, как известно, определяется следующей формулой:
Здесь п — число оборотов гребного вала в минуту.
Зависимость k2 = f(?Р) устанавливается при расчете гребного винта, а потому, зная численное значение коэффициента k2 для режима работы на швартовах, пользуясь формулой (256), можно вычислить мощность Nв на этом режиме для всего диапазона чисел оборотов. Полученная зависимость Nв = f(n) при ?р = 0 представляет собой винтовую характеристику двигателя при работе его на швартовах.
Точка пересечения 3 (рис. 174) этой винтовой характеристики (кривая 2) с внешней характеристикой номинальной мощности двигателя (кривая 1) определит допустимое число оборотов вала двигателя при работе на швартовах nШВ и соответствующую ему мощность Nешв. Обычно nшв = (0,80 ? 0,85)nном.
Если топливный насос не имеет ограничителя подачи топлива, то число оборотов nшв может быть и увеличено, но работа двигателя при этом будет сопровождаться дымным выхлопом, высокой температурой выпускных газов и высоким значением средней температуры за цикл, что является недопустимым. На рисунке нанесены винтовые характеристики при различных ?р; наибольшее значение ?р соответствует номинальным значениям мощности и числа оборотов двигателя.
При трогании с места и последующем разгоне судна, вследствие того, что необходимо преодолеть, кроме сопротивления воды, еще силу инерции массы судна, вращающий момент винта может достичь значительной величины. Коэффициент момента имеет при этом значение, близкое к максимальному. Если принять, что в период трогания судна k2тр = const, то момент гребного винта
будет зависеть только от числа оборотов вала двигателя.
При высоком значении nтр мощность двигателя может оказаться больше, чем мощность по внешней характеристике номинальной мощности при данном числе оборотов вала двигателя nтр. Приращение п, Мв и скорости судна v в последующий период разгона судна определяется продолжительностью периода разгона судна до момента достижения установившейся скорости судна, соответствующей числу оборотов гребного винта nном. Перегрузка двигателя, которая может быть в период трогания и разгона судна, при наличии ограничителя подачи топлива у топливного насоса исключается (т. е. когда возможно максимальная подача топлива за цикл не будет превосходить подачи, соответствующей внешней характеристике номинальной мощности).
|