При неподвижном чувствительном элементе восстанавливающая сила Е удерживает муфту в крайнем положении, соответствующем наименьшей деформации пружины (или в положении полной подачи топлива).
В процессе работы регулятора появляются силы, которые перемещают муфту из этого крайнего положения и в зависимости от значения регулируемого параметра удерживают ее в некоторых промежуточных равновесных положениях.
Приведенная к муфте сила, которая преодолевает восстанавливающую силу Е и в процессе работы регулятора поддерживает муфту в промежуточном положении равновесия, называется поддерживающей. Эта сила в механических чувствительных элементах является приведенной к муфте центробежной силой грузов.
Если в соответствии с рис. 59 обозначить r расстояние от центра тяжести груза до оси вращения, ?p — массу груза и сор — угловую скорость груза, то центробежная сила
Рv = тvr?p2. (188)
Центробежные силы, преодолевая восстанавливающую силу Е, перемещают муфту чувствительного элемента вверх на величину ?z, причем сами грузы удаляются от оси вращения по радиусу на расстояние ?r.
Воздействие центробежных сил Pv грузов на муфту можно заменить одной поддерживающей силой D = A? p2, приложенной к муфте и действующей по оси ее движения. Значение этой силы определяют из условия равенства работ центробежных сил грузов, перемещающихся в направлении действия силы Pv на ?r, и искомой силы, перемещающейся на ?z:
где iг — число грузов чувствительного элемента.
После подстановки выражения (188) в уравнение (189) получим
Деление обеих частей этого уравнения на 82 дает возможность перейти к соотношению
В данном выражении отношение ?r/?z и расстояние r определяют из геометрических соотношений механизма чувствительного элемента при заданных положениях муфты.
Зависимость (190) показывает, что коэффициент А поддерживающей силы чувствительного элемента также зависит от положения муфты, т. е. А = f (z) (рис. 61, а).
В механических чувствительных элементах, выполненных по схеме, представленной на рис. 58, д, центробежная сила груза Ру, имеющего форму шара, действует в радиальном направлении и воспринимается двумя точками опоры: одной — на конической поверхности неподвижной тарелки 5 и другой — на упорном диске 1, который является частью муфты. В соответствии со схемой, показанной на рис. 62, а,
где r — радиус вращения груза.
Обозначив rmin минимальный радиус вращения груза и ?r его текущий прирост при перемещении муфты ?z, можно представить г в виде суммы
Полученное выражение показывает, что зависимость А = f (z) для этого случая имеет прямолинейный характер.
При конструировании автоматических регуляторов угловой скорости всегда предусматривают меры, направленные на увеличение их долговечности и снижение износа трущихся поверхностей. Известно, что эта цель достигается -при условии обеспечения обильной смазки.
В связи с этим стремятся заполнить внутренний объем регулятора маслом или топливом. Эксперименты показали, что износ трущихся поверхностей в этих условиях действительно снижается. Однако одновременно несколько изменяются статические свойства чувствительного элемента и, в частности, снижается значение поддерживающей силы на ?A?p2 (рис. 63).
Связано это с тем, что грузы в процессе работы вовлекают во вращательное движение массу находящейся в регуляторе жидкости, в связи с чем появляются центробежные силы, создающие перепад давления жидкости в полости А (рис. 64), находящейся с внутренней стороны грузов, и в полости Б — с внешней стороны грузов. Это приводит к появлению некоторой гидродинамической силы Fг действующей в сторону, противоположную направлению поддерживающей силы, и определяемой в виде разности
где (A?p2)0 = A0?p2 — поддерживающая сила чувствительного элемента при открытой крышке регулятора; (A?p2)3 = A3?p2 — поддерживающая сила чувствительного элемента при закрытой крышке регулятора, когда во внутренней полости регулятора создается некоторое избыточное давление жидкости.
Полученное соотношение свидетельствует о том, что инерционный коэффициент А3 регулятора, заполненного топливом при некотором избыточном давлении, можно определить в виде разности
В соответствии с рис. 63 Fг = 36 Н при ? = ?1 и остается примерно постоянной во всем диапазоне угловых скоростей грузов регулятора.
В механических регуляторах прямого действия для достижения большей компактности применяют грузы достаточно сложной формы. Это не дает возможности при точных расчетах рассматривать всю массу груза сосредоточенной в его центре тяжести. Такое сосредоточение массы может привести к значительной ошибке при подсчете поддерживающей силы.
Для устранения ошибки весь груз следует разбить на отдельные геометрически простые фигуры и рассматривать его как совокупность масс, сосредоточенных в этих фигурах.
При небольших размерах каждой фигуры с достаточной степенью точности можно допустить, что вся масса груза рассредоточена по центрам тяжести этих фигур. Если допустить что разбиение груза выполнено так, как это показано на рис. 62, в, то поддерживающую силу A?p2 можно определить из равенства моментов центробежных сил элементов грузов и поддерживающей силы, действующей по оси движения муфты относительно оси подвеса груза (точка О на рис. 62, в):
где ? — расстояние между параллельными плоскостями, одна из которых проходит через ось подвеса груза, а другая через точку соприкосновения лапки груза с муфтой (обычно ? ? l) параллельно оси движения муфты; тji —масса i-й фигуры в i-й пластинке (см. рис. 62, б); rji — расстояние центра тяжести i-й фигуры в i-й пластинке до плоскости, параллельной оси подвеса груза и проходящей через ось z—z движения муфты регулятора; п — число фигур в каждой пластинке; р — число пластинок в грузе; aji — расстояние центра тяжести i-й фигуры в j-й пластинке до плоскости, проходящей через ось подвеса груза (точка О) перпендикулярно оси движения муфты.
После определения зависимостей rji = f (z); аji = f (z) и ? = f (z) путем построения различных положений грузов при соответствующих положениях муфты зависимость А = f (z) можно определить по формуле
Результаты, полученные по формуле (191), будут тем больше отличаться от результатов, полученных по формуле (190), чем сложнее форма груза и чем значительнее она отличается от формы шара (что справедливо для многих существующих регуляторов). Поэтому формулу (190) следует рассматривать как приближенную. Точность формулы (191) повышается по мере уменьшения массы, сосредоточенной в центре тяжести каждой геометрической фигуры, т. е. по мере увеличения числа этих фигур. Формула (191) показывает, что характер зависимости инерционного коэффициента А поддерживающей силы A?p2 от перемещения z муфты существенно зависит от формы груза, так как определяется зависимостями ? = f (z); аji = f (z); гji = f (z).
Меняя форму груза, можно изменять в желаемом направлении характеристику А = f (z) и, следовательно, характеристику поддерживающей силы A?p2 = f (z). В качестве примера на рис. 65 показано влияние на форму характеристики А = f (z) четырех конструктивных параметров груза. На рис. 65, а показано влияние расположения центра опорного ролика груза, перемещающего муфту. При смещении центра ролика характеристика А = f (z) становится более пологой. Аналогичное явление наблюдается при смещении опорной поверхности лапки вправо (рис. 65, б). Если форму груза изменять так, чтобы радиус вращения центра тяжести груза увеличивался (рис. 65, в), то форма характеристики из вогнутой (кривая 1) превратится в выпуклую (кривые 3 и 4). Следовательно, место расположения центра тяжести груза можно подобрать так, чтобы форма характеристики приближалась к прямолинейной (кривая 2). Увеличение расстояния центра тяжести груза от его оси подвеса (точка О на рис. 65, г) приводит к почти эквидистантному перемещению характеристики А = f (z) вверх и т. д.
Иногда при расчете регулятора оказывается более целесообразным центробежную силу груза приводить не к муфте чувствительного элемента, а к центру тяжести самого груза. В этом случае уравнение моментов
где dг — расстояние от центра тяжести груза до плоскости, проходящей через ось подвеса груза (точка О) перпендикулярно оси движения муфты (см. рис. 62, в); С?р2 — поддерживающая сила, приведенная к центру тяжести груза. После деления обеих частей последнего уравнения на dт?р2
что указывает на прямолинейную зависимость инерционного коэффициента С и поддерживающей силы С?р2 от радиуса вращения r при заданном значении угловой скорости грузов (см. рис. 61, б). Это создает большое удобство при графоаналитических методах расчета.
В некоторых случаях форма груза чувствительного элемента представляет собой простую геометрическую форму, например параллелепипед (см. рис. 58, г). В этом случае поддерживающую силу можно определить более точно при помощи так называемого условного радиуса rу вращения груза, предложенного Центральным научно-исследовательским дизельным институтом.
Если rу известен, то поддерживающая сила
Для определения rу необходимо рассмотреть центробежную силу dPv, создаваемую элементарной массой dmi (рис. 66), на
находящейся на расстоянии r1 от оси вращения О'О'. В соответствии с выражением (188)
тогда вся центробежная сила грузов регулятора
причем интегрирование выполняется по всей массе груза.
Так же как и для груза простой формы, приведение центробежной силы к муфте, т. е. определение поддерживающей силы, можно выполнить при условии равенства работ, совершаемых поддерживающей силой на пути dz и элементарными силами dPv на пути dri В этом случае
Порядок операций дифференцирования и интегрирования можно изменить, поэтому
При определении поддерживающей силы по формуле (195) производную момента инерции по ходу муфты с учетом выражения (197) целесообразно представить в виде произведения
Выражения (200), (199) и (198) дают возможность представить формулу (195) поддерживающей силы в виде
Таким образом, по формуле (194) путем предварительного расчета зависимости rу = f (z) или rу = f (?) можно найти А = f (z) — зависимость коэффициента поддерживающей силы от хода муфты.
Если известен коэффициент А поддерживающей силы при всех возможных положениях муфты, то поддерживающую силу можно определить умножением коэффициента А на квадрат заданной угловой скорости ?p2 грузов чувствительного элемента: А?p2.
|