Измерение температуры в двигателе
При испытании двигателей применяют следующие приборы для измерения температуры:
1. Термометры расширения, главным образом ртутные.
2. Термометры манометрические, основанные на зависимости между температурой и давлением паров жидкости или газа.
3. Термометры сопротивления, основанные на зависимости изменения электрического сопротивления проводников от температуры.
4. Термоэлектрические пирометры, основанные на использовании термоэффекта.
5. Пирометры излучения.
Ртутные стеклянные термометры применяются для измерения температуры охлаждающей воды, смазочного масла и иногда выпускных газов. Для измерения температуры выпускных газов двигателя применяют термометры со шкалой до 500° С. Поправка на «выступающий столбик» производится по следующей формуле:
где tи — исправленное значение температуры;
tт — показание термометра;
n — число делений шкалы термометра, выступающего наружу;
tст — температура выступающего столбика ртути, которая замеряется с помощью вспомогательного термометра, или ее принимают равной окружающей среде.
Манометрические термометры в зависимости от рабочей жидкости при меняются для измерения температур в интервале: от 46 до 150° С (рабочая жидкость — метиловый спирт), от —40 до 400° С (рабочая жидкость — ксилол) и от —30 до 550° С, (рабочая жидкость — ртуть).
Такой термометр состоит (рис. 201) из термобаллона 1, погружаемого в измерительную среду, капиллярной трубки 2 и манометра 3. Термобаллон, капиллярная соединительная и манометрическая трубки заполняются рабочим веществом: жидкостью, паром или газом. Давление рабочего вещества в этой системе будет изменяться в зависимости от температуры термобаллона, т. е. измеряемой среды. Манометр, показывающий давление в системе, градуируют в градусах температурной шкалы.
Манометрические термометры изготовляются с капиллярными трубками длиной до 75 м. Погрешность измерения не превышает 2%.
Термоэлектрические пирометры основаны на использовании явления возникновения электродвижущей силы в цепи разнородных проводников при наличии разности температур между одним спаем и другим. Состоят пирометры из термопары и электроизмерительного прибора.
На рис. 202 приведена схема термоэлектрического пирометра, состоящая из термопары с горячим спаем 1 и двух холодных спаев 2 и 3; к термопаре присоединен гальванометр Г. Температура холодных спаев должна быть ровной и неизменяющейся, для чего их отводят в зону нормальной постоянной температуры. Наиболее распространенными стандартными термопарами являются:
При измерении температуры выпускных газов двигателя термопара должна располагаться против потока газов, как это показано на рис. 203.
Современные судовые дизели оборудуются пирометрическим прибором, состоящим из нескольких термопар, позволяющих измерять температуру выпускных газов каждого цилиндра двигателя. Термопары вместе с гальванометром должны периодически тарироваться.
Поправка, учитывающая отклонение температуры холодного спая от температуры его при тарировке, может быть определена по следующей формуле:
где t0 — температура холодного спая при тарировке в 0 С;
t0? — температура холодного спая при использовании пирометра для измерения температуры выпускных газов двигателя в 0 С;
k — поправочный коэффициент термопары по заводским данным.
|