Прецизионными регуляторами прямого действия называются однорежимные регуляторы, которые снабжены приспособлениями, позволяющими увеличивать точность поддержания заданного скоростного режима.
К таким регуляторам относится, например, регулятор Р-11М, общий вид которого изображен на рис. 81, а.
Поддерживающая сила грузов воспринимается пружиной 9, предварительную деформацию которой устанавливают рукояткой 5. При вращении этой рукоятки вращается жестко связанный с ней винт 6 и перемещает в осевом направлении опору пружины — тарелку 7. Это обеспечивает возможность точной настройки регулируемого скоростного режима. При увеличении угловой скорости вала рычаг 15 поворачивается влево, упирается верхним концом в гайку и через шток 22 перемещает рейку топливного насоса в сторону уменьшения подачи топлива. При увеличении подачи топлива рычаг 15 поворачивается вправо, нажимает на пружину 21, которая через угольник 23 передает усилие штоку 22 и затем рейке топливного насоса. С помощью пружины 21 можно выключать подачу топлива, не изменяя положения главной пружины регулятора. Для этого достаточно повернуть рукоятку 16 против часовой стрелки.
Регулятор снабжен устройством, обеспечивающим изменение степени неравномерности в пределах 2—6%. Для этого к верхней части рычага 15 присоединен поводок, связанный с вертикальной пружиной 12 (рис. 81, б), положение которой определяется положением регулировочного сектора 17. Последний может поворачиваться в пределах угла 90°. Пружина 12, воздействуя на рычаг 15, дает дополнительное усилие, складывающееся с воздействием основных пружин регулятора. При горизонтальном положении пружины степень неравномерности регулятора достигает наибольшего значения (жесткость пружин с учетом передаточного отношения суммируется).
При малой степени неравномерности характеристика регулятора приближается к астатической, поэтому появляется опасность неустойчивой работы системы. Во избежание этого регулятор Р-11М снабжен специальным приспособлением в виде упругоприсоединенного катаракта. Поводок 13 рычага 15 пружиной 20 связан с поршнем 19 катаракта, движение которого определяется положением регулировочной иглы 18.
При движении рычага 15 поршень 19 катаракта отстает, поэтому приведенная к муфте жесткость пружины 20 временно складывается с жесткостью главной пружины. Это обеспечивает временное увеличение суммарной жесткости пружин и, следовательно, временное увеличение степени неравномерности работы, что способствует повышению устойчивости заданного режима.
После окончания процесса регулирования поршень 19 постепенно перемещается в положение, при котором пружина 20 не нагружена, и действие катаракта прекращается. Остающаяся степень неравномерности оказывается такой же, какой она была бы в регуляторе без катаракта.
Прецизионный регулятор рассмотренной конструкции применяется в двигателях, к которым предъявляют повышенные требования по точности поддержания заданного скоростного режима при различных нагрузках.
|