Главное меню

Прецизионные регуляторы прямого действия двигателя

Прецизионными регуляторами прямого действия называются однорежимные регуляторы, которые снабжены приспособлениями, позволяющими увеличивать точность поддержания заданного скоростного режима. К таким регуляторам относится, например, регулятор Р-11М, общий вид которого изображен на рис. 81, а.

Поддерживающая сила грузов воспринимается пружиной 9, предварительную деформацию которой устанавливают рукоят­кой 5. При вращении этой рукоятки вращается жестко связанный с ней винт 6 и перемещает в осевом направлении опору пру­жины — тарелку 7. Это обеспечивает возможность точной настройки регулируемого скоростного режима. При увеличении угло­вой скорости вала рычаг 15 поворачивается влево, упирается верхним концом в гайку и через шток 22 перемещает рейку топ­ливного насоса в сторону уменьшения подачи топлива. При уве­личении подачи топлива рычаг 15 поворачивается вправо, нажи­мает на пружину 21, которая через угольник 23 передает усилие штоку 22 и затем рейке топливного насоса. С помощью пружи­ны 21 можно выключать подачу топлива, не изменяя положения главной пружины регулятора. Для этого достаточно повернуть рукоятку 16 против часовой стрелки.

Регулятор снабжен устройством, обеспечивающим изменение степени неравномерности в пределах 2—6%. Для этого к верхней части рычага 15 присоединен поводок, связанный с вертикальной пружиной 12 (рис. 81, б), положение которой определяется по­ложением регулировочного сектора 17. Последний может повора­чиваться в пределах угла 90°. Пружина 12, воздействуя на ры­чаг 15, дает дополнительное усилие, складывающееся с воздействием основных пружин регулятора. При горизонтальном по­ложении пружины степень неравномерности регулятора дости­гает наибольшего значения (жесткость пружин с учетом переда­точного отношения суммируется).

При малой степени неравномерности характеристика регуля­тора приближается к астатической, поэтому появляется опас­ность неустойчивой работы системы. Во избежание этого регуля­тор Р-11М снабжен специальным приспособлением в виде упругоприсоединенного катаракта. Поводок 13 рычага 15 пружиной 20 связан с поршнем 19 катаракта, движение которого опреде­ляется положением регулировочной иглы 18.

При движении рычага 15 поршень 19 катаракта отстает, поэтому приведенная к муфте жесткость пружины 20 временно складывается с жесткостью главной пружины. Это обеспечивает временное увеличение суммарной жесткости пружин и, следова­тельно, временное увеличение степени неравномерности ра­боты, что способствует повышению устойчивости заданного ре­жима.

После окончания процесса регулирования поршень 19 посте­пенно перемещается в положение, при котором пружина 20 не нагружена, и действие катаракта прекращается. Остающаяся степень неравномерности оказывается такой же, какой она была бы в регуляторе без катаракта.

Прецизионный регулятор рассмотренной конструкции при­меняется в двигателях, к которым предъявляют повышенные тре­бования по точности поддержания заданного скоростного режима при различных нагрузках.