Проверка и регулировка топливных насосов в двигателе
Топливные насосы дизелей обеспечивают подачу топлива к форсункам под высоким давлением в определенный промежуток времени по ходу рабочего цикла и в точно отмеренном количестве.
Форсунки, пропуская через сопловые каналы это топливо в камеры сгорания рабочих цилиндров, обеспечивают его распыливание и определенную направленность факелов.
Иное распределение рабочих функций между топливным насосом и форсункой имеется только в аккумуляторных топливоподающих системах.
Указанные выше рабочие функции топливного насоса определяют необходимые виды его проверки и регулировки.
Необходимость периодической проверки и регулировки топливных насосов вызывается тем, что вследствие износа отдельных деталей в процессе длительной эксплуатации рабочие показатели и регулировка топливных насосов изменяются. Кроме того, проверка и регулировка насосов необходимы после их разборки, замены отдельных деталей, а также после разборки механизмов их привода и управления топливоподачей.
Топливные насосы проверяют на герметичность (плотность) соединения деталей, проверяют и регулируют дозировку топлива, подаваемого в отдельные цилиндры, при номинальной и нулевой подачах, проверяют и регулируют углы опережения подачи топлива.
Указанные способы проверки и регулировки зависят от конструктивных особенностей проверяемых насосов и механизма их привода; применительно к конкретному типу дизеля они указываются в руководстве по его эксплуатации.
Ниже рассмотрим только основные, наиболее типичные способы выполнения работ.
Величина создаваемого насосом давления и точность отмеряемых им доз топлива зависят главным образом от плотности плунжерной пары.
Проверка плотности плунжерной пары может быть произведена:
а) по величине наибольшего давления, создаваемого насосом;
б) методом опрессовки;
в) по количеству утечного топлива.
В эксплуатационных условиях обычно применяют первые два способа.
Для проверки первым способом необходимо иметь максиметр или, взамен его, для грубой оценки плотности — эталонную форсунку с увеличенным в 1,5 раза давлением открытия иглы.
Вторым, более распространенным способом плотность плунжерной пары проверяют так:
1) отсоединяют нагнетательную трубку и удаляют нагнетательный клапан;
2) к нагнетательному штуцеру присоединяют манометр со шкалой не менее 300 кГ/см2 (рис. 208).
Перед окончательной затяжкой соединительной гайки удаляют воздух из соединения.
3. Установив рейкой или другим регулирующим органом насоса полную рабочую подачу, создают контрольное давление (200—300 кГ/см2) с помощью рычага ручной прокачки.
При динамическом способе опрессовки создают указанное давление и измеряют время, в течение которого удается его удержать, поджимая плунжер до момента отсечки.
При статическом способе опрессовки также создают контрольное давление, но измеряют время, за которое давление снизится на 50 или 100 кГ/см2 при неподвижном плунжере.
Нормы времени для оценки плотности плунжерной пары конкретных типов топливных насосов устанавливают опытным путем, опрессовывая указанным способом исправные и изношенные топливные насосы.
Величина времени опрессовки зависит от вязкости применяемого топлива, его температуры и соотношения размеров плунжерной пары и контрольного манометра. С помощью большого манометра плотность малых плунжерных пар проверить данным способом невозможно.
При отсутствии на теплоходе подходящего манометра плунжерные пары топливных насосов можно опрессовать для оценки их плотности при помощи глухой гайки (заглушки) для нагнетательного штуцера насоса.
Для этого также удаляется нагнетательный клапан и воздух, а затем гайкой заглушается нагнетательный штуцер. Далее, установив половинную или полную рабочую подачу регулирующим органом насоса, нажимают с определенной, постоянной силой на рычаг ручной прокачки и замечают время, необходимое для перемещения плунжера от крайнего нижнего положения до начала отсечки. Начало отсечки обнаруживается по резкому уменьшению сопротивления движению рычага.
Точность проверки таким способом зависит от величины и постоянства действующего на рычаг усилия. Поэтому лучше производить данную проверку с помощью груза (рис. 209). При этом возможно определить создаваемое плунжером контрольное давление рт:
Норма контрольного времени также устанавливается опытным путем.
Плунжерные пары, дающие неудовлетворительные результаты при проверке на плотность необходимо заменять.
Проверка плотности нагнетательного клапана насоса производится также опрессованием с помощью манометра. Для этого из насоса удаляют воздух, плотно к нагнетательному штуцеру присоединяют манометр, создают ручной прокачкой давление 150—200 кГ/см2 и, опустив плунжер в нижнее положение, измеряют время, за которое давление снизится на 50 кГ/см2. Контрольная норма времени определяется опытным путем.
Проверку угла опережения подачи топлива насосом производят различными способами: по совмещению специальных контрольных рисок, по вытеканию струи топлива из нагнетательного штуцера насоса при снятом клапане (для золотниковых насосов) и «по мениску».
Наиболее распространенный способ проверки угла «по мениску» требует несложного приспособления, состоящего из кусочка нагнетательной трубки с гайкой и ниппелем для присоединения к нагнетательному штуцеру проверяемого насоса, резиновой и стеклянной трубочек (рис. 210).
На дизелях с одно- и двухсекционными топливными насосами, при наличии индикаторных кранов и термометров на выпускных патрубках, эту регулировку лучше производить при работе двигателя на номинальной мощности, контролируя равномерность загрузки отдельных цилиндров по температуре отработавших газов tг, выходящих из них, и по величине рz, определенной по снятой «гребенке». При этом контролируется и давление сжатия рс. Регулировку можно выполнить и пиметром; допустимое расхождение в его показаниях на отдельных цилиндрах должно быть менее 5% .
Допустимое расхождение в величине tт и рг отдельных цилиндров обычно указывается в руководстве по эксплуатации дизеля.
Равномерности дозировки топлива отдельными секциями в блочных топливных насосах золотникового типа достигают индивидуальным поворотом в ту или другую сторону отдельных плунжеров при ослабленном зубчатом хомуте, связанном с общей зубчатой рейкой насоса.
В системах управления топливоподачей при односекционных топливных насосах на дизеле предусмотрены обычно в соединении общей управляющей тяги или валика с регулирующими органами отдельных насосов специальные болты или талрепы, с помощью которых можно изменить количество подаваемого в отдельные цилиндры топлива.
В насосах с отсечными клапанами индивидуальная регулировка количества подаваемого топлива достигается изменением величины зазора в приводе к отсечному клапану.
В завершение регулировки отдельных топливных насосов или секций необходимо проверить топливоподающую систему двигателя на «нулевую подачу».
Данная проверка гарантирует остановку двигателя при установке рукоятки поста управления двигателем в положение «стоп».
Эта проверка состоит в том, что при нахождении рукоятки управления в положении «стоп» путем ручной прокачки убеждаются, что ни один из насосов не создает давления перед форсункой.
|