Судовые двигатели

Проверка и регулировка топливных насосов в двигателе

Проверка и регулировка топливных насосов в двигателе

Топливные насосы дизе­лей обеспечивают подачу топлива к форсункам под высоким давлением в определенный промежуток времени по ходу рабочего цикла и в точно отмеренном количестве.

Форсунки, пропуская через сопловые каналы это топливо в камеры сгорания рабочих цилиндров, обеспечивают его распыливание и определен­ную направленность факелов.

Иное распределение рабочих функций между топливным насосом и форсункой имеется только в аккумуляторных топливоподающих системах.

Указанные выше рабочие функции топливного насоса определяют не­обходимые виды его проверки и регулировки.

Необходимость периодической проверки и регулировки топливных на­сосов вызывается тем, что вследствие износа отдельных деталей в процес­се длительной эксплуатации рабочие показатели и регулировка топливных насосов изменяются. Кроме того, проверка и регулировка насосов необхо­димы после их разборки, замены отдельных деталей, а также после разбор­ки механизмов их привода и управления топливоподачей.

Топливные насосы проверяют на герметичность (плотность) соединения деталей, проверяют и регулируют дозировку топлива, подаваемого в от­дельные цилиндры, при номинальной и нулевой подачах, проверяют и ре­гулируют углы опережения подачи топлива.

Указанные способы проверки и регулировки зависят от конструктив­ных особенностей проверяемых насосов и механизма их привода; примени­тельно к конкретному типу дизеля они указываются в руководстве по его эксплуатации.

Ниже рассмотрим только основные, наиболее типичные способы вы­полнения работ.

Величина создаваемого насосом давления и точность отмеряемых им доз топлива зависят главным образом от плотности плунжерной пары.

Проверка плотности плунжер­ной пары может быть произведена:

а)         по величине наибольшего давления, создаваемого насосом;

б)         методом опрессовки;

в)         по количеству утечного топ­лива.

В эксплуатационных условиях обычно применяют первые два спо­соба.

Для проверки первым спосо­бом необходимо иметь максиметр или, взамен его, для грубой оцен­ки плотности — эталонную форсун­ку с увеличенным в 1,5 раза дав­лением открытия иглы.

Вторым, более распространенным способом плотность плунжерной пары проверяют так:

1)         отсоединяют нагнетательную трубку и удаляют нагнетательный клапан;

2)         к нагнетательному штуцеру присоединяют манометр со шкалой не менее 300 кГ/см2 (рис. 208).

Перед окончательной затяжкой соединительной гайки удаляют воздух из соединения.

3. Установив рейкой или другим регулирующим органом насоса пол­ную рабочую подачу, создают контрольное давление (200—300 кГ/см2) с помощью рычага ручной прокачки.

При динамическом способе опрессовки создают указанное давление и измеряют время, в течение которого удается его удержать, поджимая плун­жер до момента отсечки.

При статическом способе опрессовки также создают контрольное дав­ление, но измеряют время, за которое давление снизится на 50 или 100 кГ/см2 при неподвижном плунжере.

Нормы времени для оценки плотности плунжерной пары конкретных типов топливных насосов устанавливают опытным путем, опрессовывая указанным способом исправные и изношенные топливные насосы.

Величина времени опрессовки зависит от вязкости применяемого топ­лива, его температуры и соотношения размеров плунжерной пары и конт­рольного манометра. С помощью большого манометра плотность малых плунжерных пар проверить данным способом невозможно.

При отсутствии на теплоходе подходящего манометра плунжерные пары топливных насосов можно опрессовать для оценки их плотности при помощи глухой гайки (заглушки) для нагнетательного штуцера насоса.

Для этого также удаляется нагнетательный клапан и воздух, а затем гайкой заглушается нагнетательный штуцер. Далее, установив половинную или полную рабочую подачу регулирующим органом насоса, нажимают с оп­ределенной, постоянной силой на рычаг ручной прокачки и замечают вре­мя, необходимое для перемещения плунжера от крайнего нижнего положе­ния до начала отсечки. Начало отсечки обнаруживается по резкому умень­шению сопротивления движению рычага.

Точность проверки таким способом зависит от величины и постоянства действующего на рычаг усилия. Поэтому лучше производить данную про­верку с помощью груза (рис. 209). При этом возможно определить созда­ваемое плунжером контроль­ное давление рт:

Норма контрольного вре­мени также устанавливается опытным путем.

Плунжерные пары, даю­щие неудовлетворительные результаты при проверке на плотность необходимо заме­нять.

Проверка плотности наг­нетательного клапана насоса производится также опрессованием с помощью маномет­ра. Для этого из насоса уда­ляют воздух, плотно к наг­нетательному штуцеру при­соединяют манометр, создают ручной прокачкой давление 150—200 кГ/см2 и, опустив плунжер в нижнее положение, измеряют время, за которое давление снизится на 50 кГ/см2. Контрольная норма времени оп­ределяется опытным путем.

Проверку угла опережения подачи топлива насосом производят раз­личными способами: по совмещению специальных контрольных рисок, по вы­теканию струи топлива из нагнетательного штуцера насоса при снятом кла­пане (для золотниковых насосов) и «по мениску».

Наиболее распространенный способ проверки угла «по мениску» тре­бует несложного приспособления, состоящего из кусочка нагнетательной трубки с гайкой и ниппелем для присоединения к нагнетательному штуцеру проверяемого насоса, резиновой и стеклянной трубочек (рис. 210).

На дизелях с одно- и двухсекционными топливными насосами, при на­личии индикаторных кранов и термометров на выпускных патрубках, эту регулировку лучше производить при работе двигателя на номинальной мощности, контролируя равномерность загрузки отдельных цилиндров по температуре отработавших газов tг, выходящих из них, и по величине рz, определенной по снятой «гребенке». При этом контролируется и давление сжатия рс. Регулировку можно выполнить и пиметром; допустимое рас­хождение в его показаниях на отдельных цилиндрах должно быть менее 5% .

Допустимое расхождение в величине tт и рг отдельных цилиндров обычно указывается в руководстве по эксплуатации дизеля.

Равномерности дозировки топлива отдельными секциями в блочных топливных насосах золотникового типа достигают индивидуальным пово­ротом в ту или другую сторону отдельных плунжеров при ослабленном зуб­чатом хомуте, связанном с общей зубчатой рейкой насоса.

В системах управления топливоподачей при односекционных топлив­ных насосах на дизеле предусмотрены обычно в соединении общей управ­ляющей тяги или валика с регулирующими органами отдельных насосов специальные болты или талрепы, с помощью которых можно изменить ко­личество подаваемого в отдельные цилиндры топлива.

В насосах с отсечными клапанами индивидуальная регулировка коли­чества подаваемого топлива достигается изменением величины зазора в при­воде к отсечному клапану.

В завершение регулировки отдельных топливных насосов или секций необходимо проверить топливоподающую систему двигателя на «нулевую подачу».

Данная проверка гарантирует остановку двигателя при установке ру­коятки поста управления двигателем в положение «стоп».

Эта проверка состоит в том, что при нахождении рукоятки управления в положении «стоп» путем ручной прокачки убеждаются, что ни один из насосов не создает давления перед форсункой.