Автоматический регулятор прямого действия, как правило, непосредственно связан с топливным насосом высокого давления (см. рис. 90), поэтому грузам чувствительного элемента передаются как низкочастотные колебания угловой скорости, вызванные периодическим изменением нагрузки, так и высокочастотные колебания (25—50 Гц).
Эти колебания появляются вследствие неравномерного вращения коленчатого вала двигателя и кулачкового вала топливного насоса, воспринимающего усилия, создаваемые плунжерами в процессе впрыска, а также вследствие неточности изготовления деталей привода и неуравновешенности самих грузов. Появление таких высокочастотных колебаний в регуляторе весьма нежелательно, так как вызывает ускорение износа трущихся поверхностей, нарушение первоначальной настройки системы регулирования и колебание рейки.
Чтобы избежать таких нежелательных последствий высокочастотных колебаний угловой скорости грузов, привод чувствительного элемента, имеющего повышающую передачу, оборудуют специальной муфтой, предназначенной для фильтрации высокочастотных колебаний. Конструктивно такая муфта связана с ведущей шестерней привода.
Известны муфты такого назначения трех типов (рис. 111). Одна из них фрикционного типа (рис. 111, а) имеет плоскую пружину 4, при затяжке которой гайкой 2 определяется значение крутящего момента, который может быть передан от ступицы 1, жестко связанной с кулачковым валом топливного насоса, к ведущему зубчатому колесу 5. Такой муфтой оборудован, например, регулятор, показанный на рис. 83.
Анализ движения ведомой части привода может быть осуществлен путем решения дифференциального уравнения динамического равновесия
здесь Jp — момент инерции чувствительного элемента, приведенный к валику топливного насоса; ? и ? — отклонения ведущей и ведомой частей привода от равномерного вращения.
Если ступица совершает колебания относительно равномерного вращения так. Что
где А — амплитуда; ?? — частота таких колебаний, то в соответствии с предложением А. А. Грунауэра, Б. Б. Чагара, В. А. Дика уравнение может быть представлено в виде
Анализ уравнения показал, что движение ведомой части фрикциона состоит из чистого скольжения по линейному закону п наложения на него колебательной составляющей. Чем меньше деформация пружины фрикциона, т. е. чем меньше усилие, создаваемое его пружиной, тем лучше гасятся высокочастотные колебания и увеличивается скольжение. Это делает работу фрикциона ненадежной и способствует ускорению износа. Поэтому в последние годы многие заводы, выпускающие топливоподающую аппаратуру и автоматические регуляторы прямого действия, стали применять упругий привод регулятора с резиновыми элементами (рис. 111, б) или со спиральной пружиной (рис. 111, в). Таким приводом оборудованы регуляторы, показанные на рис. 89, б, 90, 100 и др.
В процессе работы упругий привод регулятора приводит к неравенству углов поворота ? валика регулятора и ? валика топливного насоса или коленчатого вала двигателя. Поэтому в рассматриваемом случае
Пусть bр — жесткость упругого элемента в приводе; ?1 и ?2— факторы торможения соответственно упругого привода и чувствительного элемента; тогда дифференциальное уравнение ведомой части привода в соответствии с принципом д' Аламбера может быть представлено в виде
Переход к относительным координатам (274) и деление всех членов уравнения на коэффициент при ср приводит уравнение к виду
Коэффициент T22пр характеризует инерционность чувствительного элемента в его вращательном движении, Тпр и Т? определяются силами гидравлического трения, действующими в упругом приводе и самом чувствительном элементе, и ?пр зависит от жесткости упругого элемента и передаточного отношения самого привода.
В операторной форме записи уравнение (275) имеет вид
можно построить его структурную схему (рис. 112, а).
Таким образом, упругий привод регулятора изолирует чувствительный элемент от высокочастотных колебаний угловой скорости топливного насоса и создает дополнительную степень свободы поворота валика регулятора относительно вала насоса. Следовательно, при наличии упругого привода динамические свойства чувствительного элемента должны характеризоваться совокупностью двух дифференциальных уравнений (270) или (271) с заменой ? и ? и (275) или (280), составляющих систему
Структурная схема такой системы показана на рис. 112, б. Координата ? в этой системе является внутренней, поэтому ее можно исключить из рассмотрения. Это дает неоднородное линейное дифференциальное уравнение четвертого порядка вида
Структурная схема, соответствующая уравнению (284), показана на рис. 112, в.
Подбор параметров упругого привода и, в частности, жесткости пружины существенно влияет на динамические свойства регулятора и системы автоматического регулирования двигателя в целом. Если при правильном подборе жесткости пружины происходит фильтрация высокочастотных колебаний, то при неточном подборе могут заметно ухудшиться динамические качества системы и появиться медленно затухающие низкочастотные колебания угловой скорости.
|