Важнейшими статическими показателями работы механического чувствительного элемента и, следовательно, автоматического регулятора в целом являются характер и диапазон изменения равновесной угловой скорости двигателя при сбросе нагрузки от полной до холостого хода.
Они в значительной степени зависят от формы равновесной кривой чувствительного элемента.
Для оценки формы равновесной кривой введено понятие местной степени неравномерности ?z, численно равной безразмерному уклону равновесной кривой в заданной точке с координатами ?р0 и z0 (рис. 71):
Если осуществить линеаризацию равновесной кривой регулятора, т. е. заменить действительную кривую касательной к ней (рис. 71), то при малых отклонениях от выбранной точки с координатами ?0 и z0 можно принять dz ??z и d?р ???p. В связи с этим выражению (204) можно придать вид
С учетом обозначений (33) и введения безразмерного перемещения муфты чувствительного элемента
? = ?z / z0 (206)
выражению (205) можно придать вид
?z? = ? (207)
Это уравнение связывает входную ? и выходную ? координаты чувствительного элемента при его работе в условиях равновесных режимов. Следовательно, уравнение (207) является уравнением статического равновесия муфты чувствительного элемента. В соответствии с уравнением (202)
Формула (209) показывает, что местная степень неравномерности зависит от фактора устойчивости регулятора Fp и восстанавливающей силы Е при заданном положении муфты z. Эту формулу можно использовать для определения Fp, если известна характеристика пружины и имеется равновесная кривая, снятая, например, экспериментальным путем. Местная степень неравномерности может быть найдена и графическим дифференцированием равновесной кривой.
Диапазон изменения равновесных угловых скоростей вала двигателя или валика регулятора (см. рис. 71) ?p = ?p max – ?p min на выбранной равновесной кривой называют неравномерностью или остаточной неравномерностью.
Для оценки неравномерности работы чувствительного элемента, и следовательно, способности автоматического регулятора поддерживать заданный скоростной режим двигателя введено понятие степени неравномерности ?, иногда называемой общей степенью неравномерности.
Степень неравномерности ? можно определить интегрированием выражения (204) по ходу муфты от zA до zB (см. рис. 64). Пусть, например, ?р0 = ?р. ср = const; тогда формула (204) получит вид
средняя угловая скорость (см. рис. 71)
Интегрируя левую и правую части уравнения в пределах от А до В, найдем
Таким образом, степенью неравномерности регулятора ? является отношение неравномерности работы ? или ?p = = ?p max — ?p mln к средней угловой скорости ?ср или ?рср выбранного скоростного режима:
Уменьшая разность угловых скоростей при крайних положениях муфты, можно уменьшить степень неравномерности и в пределе довести ее до нуля. Это произойдет при ?p max = ?p min, т. е. при горизонтальной равновесной кривой (линия АС на рис. 71). Регуляторы, имеющие такие равновесные кривые, являются астатическими. В этом случае ? = ? z = 0, а в соответствии с выражением (209) и Fp = 0.
Чувствительные элементы всережимных регуляторов предназначены для поддержания скоростных режимов от минимального до номинального, поэтому целесообразно выяснить зависимость их степени неравномерности от заданного скоростного режима.
Рассмотрим характеристики чувствительных элементов всережимных механических регуляторов (рис. 72). По оси ординат откладывают приведенные к центру тяжести груза восстанавливающая Е' и поддерживающая С?р2 силы. По оси абсцисс откладывают радиус вращения грузов r. В чувствительных элементах всережимных автоматических регуляторов с переменной предварительной деформацией пружин (рис. 72, а) при смене регулируемого скоростного режима изменяется лишь предварительная деформация пружины, а жесткость ее остается неизменной. Поэтому все характеристики усилий пружин, построенные в выбранных координатах (Е' и r), являются параллельными прямыми. Так как rmin — крайнее внутреннее, а rmax — крайнее наружное положение грузов, то rп = rmax — rmin является полным перемещением груза. Например, отрезок 1—2 представляет собой характеристику восстанавливающей силы при предварительной деформации, обеспечивающей начало перемещения грузов при ?р = ?р1.
Постепенно увеличивая предварительную деформацию, т. е. перемещая характеристику восстанавливающей силы параллельно вверх, можно подобрать такое значение предварительной деформации, когда (при ?р = ?р0) характеристика усилий пружины всеми своими точками совпадает с характеристикой инерционных сил С?p2. Так как в этом случае любому положению муфты соответствует одно и то же значение угловой скорости грузов, то выбранный режим является астатическим.
Из равенства заштрихованных треугольников на рис. 72, а следует, что
Это квадратное уравнение позволяет найти степень неравномерности чувствительного элемента всережимного механического регулятора:
В зависимости от скоростного режима ?р.ср и соотношения конструктивных размеров чувствительного элемента формулу (213) можно представить кривой ? = f (?р.ср) (рис. 73), показывающей, что с уменьшением регулируемого скоростного режима ?р.ср степень неравномерности чувствительного элемента всережимного механического регулятора увеличивается.
По формуле (213) также можно определить зависимость степени неравномерности от угловой скорости всережимного механического регулятора с постоянной предварительной деформацией пружины. Характеристика такого регулятора, построенная при тех же условиях в координатах Е' (С?р2) и r, представляет собой одну прямую 1—4 (см. рис. 72, б), охватывающую все возможные регулируемые режимы в диапазоне rп. Один регулируемый скоростной режим, получающийся при движении рейки топливного насоса от полной подачи до подачи топлива на холостом ходу, охватывает лишь часть ?rп полного перемещения грузов rп. Расположение ?rп в пределах rп зависит от выбранного положения рычага управления.
В регуляторах подобного типа угловая скорость ?р0 астатического режима может быть достигнута только в том случае, когда грузы регулятора расходятся на бесконечно большой радиус (rср ??).
Связь ?р0 с жесткостью пружины регулятора для всережимных механических регуляторов с переменной предварительной деформацией пружины можно определить из условия (см. рис. 72, а)
где br. — жесткость пружины, приведенная к грузу.
Эта формула остается качественно справедливой и для регуляторов с постоянной предварительной деформацией пружины, что облегчает оценку ?р0.
После выбора положения рычага управления, т. е. расположения ?rп в диапазоне rп (см. рис. 72, б), в соответствии с формулой (213) степень неравномерности регулятора
где rср’ — средний радиус вращения грузов, соответствующий выбранному ?rп.
Формула (215) указывает на то, что в регуляторах данного типа степень неравномерности также увеличивается по мере уменьшения регулируемого скоростного режима (см. рис. 73).
|