Предельные регуляторы на двигателях

Предельные регуляторы прямого действия используют на глав­ных судовых двигателях внутреннего сгорания в тех случаях, когда двигатель работает непосредственно на гребной винт. Их назначение — предотвратить чрезмерное увеличение частоты вра­щения коленчатого вала двигателя при сбросе нагрузки.

Регуляторы такого типа включаются в работу только при пре­вышении двигателем номинального скоростного режима. Для этого пружина 12 регулятора (рис. 76) устанавливается с такой предварительной деформацией, которая обеспечивает преодоле­ние поддерживающей силы грузов 13 на всех скоростных режи­мах до номинального включительно (точка А на рис. 77).

При достижении угловой скорости ?пред в точке С усилие пружины 12 (см. рис. 76) уравновешивается центробежными си­лами грузов 13, и при дальнейшем увеличении ? муфта 9 переме­щается вверх, а рейка 8 топливного насоса — в сторону выклю­чения подачи топлива независимо от положения рычага 1. Крутя­щий момент двигателя при этом уменьшается в соответствии с регуляторными характеристиками 5,6 и т. д. (рис. 77, а). Угловая скорость коленчатого вала на холостом ходу ?тах хх на 6—15% превышает угловую скорость ?пред.

Предельные регуляторы имеют только одну зону регулируемых режимов, расположенную за номинальным скоростным режимом.

При угловой скорости вала меньше ?пред двигатель работает при ручном управлении, т. е. практически без регулятора.

Номинальный режим в точке А устанавливается на пересе­чении внешней скоростной характеристики 1 с характеристикой

Мс = f (?) потребителя 10 (рис. 77, а). При необходимости сме­нить частичную скоростную характеристику двигателя и, сле­довательно, скоростной режим моторист с поста управления спе­циальным маховичком может поворачивать профилированную шайбу, на которую верхним роликом опирается рычаг 1 (рис. 76). Постоянный контакт шайбы и рычага 1 обеспечивается через тяги 3, 4 и 7 пружиной 18, поставленной с предварительной де­формацией. Тяги 3 и 4 пальцами 2 и 5 (остальные пальцы не по­казаны) непосредственно связаны с механизмом поворота плун­жеров топливных насосов (эти механизмы, отдельные для каж­дого плунжера, показаны на нижней проекции).

При скоростных режимах работы меньше ?пред тяга 7 не до­стигает крайнего правого положения, поэтому торцовые кулачки на шайбах 20 и 21 не соприкасаются.

Увеличение угловой скорости ? > ?пред вызывает включе­ние в работу предельного регулятора. При этом грузы регуля­тора перемещают толкатель 10 и поворачивают шайбу 20. Это движение через кулачки передается шайбе 21 и через валик 19 зубчатому венцу 6 и тяге 7. Пружина 27 сжимается, а тяги 7, 4 и 3 перемещаются влево, в сторону выключения подачи топлива. Контакт ролика на рычаге 1 с профилированной шайбой вре­менно нарушается.

Предельная угловая скорость вала ?пред устанавливается винтом 11, при помощи которого изменяется предварительная деформация пружины 12.

Предельные регуляторы (рис. 78) устанавливают иногда па карбюраторных двигателях с целью ограничения максимальной угловой скорости коленчатого вала на холостом ходу при сбросе нагрузки (рис. 77, б). В случае необходимости предельные регу­ляторы могут выполнять функции однорежимных регуляторов, если при этом не слишком ограничивается значение степени неравномерности. Для этого значение предварительной деформации пружин 12 (см. рис. 76), 3 (рис. 78, а) или 3 (рис. 78, б) должно быть подобрано таким образом, чтобы регулятор включался в ра­боту при угловой скорости, меньшей номинальной (точка D на рис. 77, а), и режим работы при ?ном устанавливался в точке В на пересечении регуляторной характеристики 7 и характеристики потребителя 10.

Некоторые мощные дизели кроме автоматического регуля­тора угловой скорости дополнительно оборудуют автоматами безопасности (рис. 79), предназначенными для выключения по­дачи топлива в случае превышения угловой скорости ?таx хх. Взаимное расположение характеристики восстанавливающей и поддерживающей сил такого автомата (рис. 80) обеспечивает отрицательное значение факто­ра устойчивости Fp < 0, по­этому при ?< ?выкл выполняется условие Е > A?p2 и груз 2 (см. рис. 79) подковообразной формы не может перемещаться по радиусу. При достижении значения ? = ?выкл восстанав­ливающая и поддерживающая силы равны: Е = A?p2выкл (точка А), и при ? > ?выкл поддер­живающая сила A?p2 превышает восстанавливающую Е, груз 2, сжимая пружину 4, перемещается в крайнее наружное положе­ние по радиусу, а через соответствующий механизм воздействует на защелку автомата выключения подачи топлива — двигатель останавливается.

Таким образом, и предельный регулятор и автомат безопас­ности предназначены для ограничения угловой скорости колен­чатого вала двигателя. Однако, если предельный регулятор мо­жет устойчиво поддерживать любой установившийся режим в пре­делах регуляторной характеристики (Fр >0), то груз автомата безопасности имеет только два фиксированных положения: при ? < ?выкл крайнее внутреннее и при ? >?выкл — крайнее наружное положение. Такая работа автомата безопасности обе­спечивается отрицательным значением его фактора устойчивости (Fp < 0).