Предельные регуляторы прямого действия используют на главных судовых двигателях внутреннего сгорания в тех случаях, когда двигатель работает непосредственно на гребной винт.
Их назначение — предотвратить чрезмерное увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя при сбросе нагрузки.
Регуляторы такого типа включаются в работу только при превышении двигателем номинального скоростного режима. Для этого пружина 12 регулятора (рис. 76) устанавливается с такой предварительной деформацией, которая обеспечивает преодоление поддерживающей силы грузов 13 на всех скоростных режимах до номинального включительно (точка А на рис. 77).
При достижении угловой скорости ?пред в точке С усилие пружины 12 (см. рис. 76) уравновешивается центробежными силами грузов 13, и при дальнейшем увеличении ? муфта 9 перемещается вверх, а рейка 8 топливного насоса — в сторону выключения подачи топлива независимо от положения рычага 1. Крутящий момент двигателя при этом уменьшается в соответствии с регуляторными характеристиками 5,6 и т. д. (рис. 77, а). Угловая скорость коленчатого вала на холостом ходу ?тах хх на 6—15% превышает угловую скорость ?пред.
Предельные регуляторы имеют только одну зону регулируемых режимов, расположенную за номинальным скоростным режимом.
При угловой скорости вала меньше ?пред двигатель работает при ручном управлении, т. е. практически без регулятора.
Номинальный режим в точке А устанавливается на пересечении внешней скоростной характеристики 1 с характеристикой
Мс = f (?) потребителя 10 (рис. 77, а). При необходимости сменить частичную скоростную характеристику двигателя и, следовательно, скоростной режим моторист с поста управления специальным маховичком может поворачивать профилированную шайбу, на которую верхним роликом опирается рычаг 1 (рис. 76). Постоянный контакт шайбы и рычага 1 обеспечивается через тяги 3, 4 и 7 пружиной 18, поставленной с предварительной деформацией. Тяги 3 и 4 пальцами 2 и 5 (остальные пальцы не показаны) непосредственно связаны с механизмом поворота плунжеров топливных насосов (эти механизмы, отдельные для каждого плунжера, показаны на нижней проекции).
При скоростных режимах работы меньше ?пред тяга 7 не достигает крайнего правого положения, поэтому торцовые кулачки на шайбах 20 и 21 не соприкасаются.
Увеличение угловой скорости ? > ?пред вызывает включение в работу предельного регулятора. При этом грузы регулятора перемещают толкатель 10 и поворачивают шайбу 20. Это движение через кулачки передается шайбе 21 и через валик 19 зубчатому венцу 6 и тяге 7. Пружина 27 сжимается, а тяги 7, 4 и 3 перемещаются влево, в сторону выключения подачи топлива. Контакт ролика на рычаге 1 с профилированной шайбой временно нарушается.
Предельная угловая скорость вала ?пред устанавливается винтом 11, при помощи которого изменяется предварительная деформация пружины 12.
Предельные регуляторы (рис. 78) устанавливают иногда па карбюраторных двигателях с целью ограничения максимальной угловой скорости коленчатого вала на холостом ходу при сбросе нагрузки (рис. 77, б). В случае необходимости предельные регуляторы могут выполнять функции однорежимных регуляторов, если при этом не слишком ограничивается значение степени неравномерности. Для этого значение предварительной деформации пружин 12 (см. рис. 76), 3 (рис. 78, а) или 3 (рис. 78, б) должно быть подобрано таким образом, чтобы регулятор включался в работу при угловой скорости, меньшей номинальной (точка D на рис. 77, а), и режим работы при ?ном устанавливался в точке В на пересечении регуляторной характеристики 7 и характеристики потребителя 10.
Некоторые мощные дизели кроме автоматического регулятора угловой скорости дополнительно оборудуют автоматами безопасности (рис. 79), предназначенными для выключения подачи топлива в случае превышения угловой скорости ?таx хх. Взаимное расположение характеристики восстанавливающей и поддерживающей сил такого автомата (рис. 80) обеспечивает отрицательное значение фактора устойчивости Fp < 0, поэтому при ?< ?выкл выполняется условие Е > A?p2 и груз 2 (см. рис. 79) подковообразной формы не может перемещаться по радиусу. При достижении значения ? = ?выкл восстанавливающая и поддерживающая силы равны: Е = A?p2выкл (точка А), и при ? > ?выкл поддерживающая сила A?p2 превышает восстанавливающую Е, груз 2, сжимая пружину 4, перемещается в крайнее наружное положение по радиусу, а через соответствующий механизм воздействует на защелку автомата выключения подачи топлива — двигатель останавливается.
Таким образом, и предельный регулятор и автомат безопасности предназначены для ограничения угловой скорости коленчатого вала двигателя. Однако, если предельный регулятор может устойчиво поддерживать любой установившийся режим в пределах регуляторной характеристики (Fр >0), то груз автомата безопасности имеет только два фиксированных положения: при ? < ?выкл крайнее внутреннее и при ? >?выкл — крайнее наружное положение. Такая работа автомата безопасности обеспечивается отрицательным значением его фактора устойчивости (Fp < 0).
|