При постоянной угловой скорости муфта чувствительного элемента регулятора без дополнительных возмущений занимает определенное положение, характеризуемое уравнением (202).?p
При изменении угловой скорости ?p равенство приведенных к муфте сил нарушается и муфта должна получить перемещение в сторону нового положения равновесия. Однако в механизме чувствительного элемента, других узлах регулятора и органах топливоподающей аппаратуры действуют силы сухого трения, значение которых определяется качеством обработки, материалом трущихся поверхностей, а также силой R сжимающей трущиеся поверхности. Зависимость силы f сухого трения от этих факторов имеет вид f = ±vR где v — коэффициент трения.
Следовательно, равновесие муфты чувствительного элемента определяется равенством нулю алгебраической суммы всех трех сил Е, A?p2 и f. Так как сила трения f может быть направлена в обе стороны движения муфты, в уравнении равновесия она должна быть взята с двойным алгебраическим знаком:
E – A?з2 ± а = 0
В зависимости от знака f, т. е. от направления действия разности сил Е и A?p2, из этого уравнения можно найти два предельных значения угловой скорости:
причем оба они соответствуют одному и тому же положению муфты: ?р” — при увеличении угловой скорости грузов, а ?р’ — при ее уменьшении.
При наличии силы сухого трения f в интервале угловых скоростей ?р” — ?р’ чувствительный элемент не реагирует на изменение угловой скорости валика регулятора, поэтому указанный интервал угловых скоростей называется областью нечувствительности регулятора.
Для характеристики нечувствительности регулятора введено понятие степени нечувствительности
т. е. отношение разности предельных угловых скоростей области нечувствительности к средней угловой скорости этой зоны
Область нечувствительности наиболее наглядно выявляется на поле равновесных кривых чувствительного элемента (рис. 74).
Пусть грузы чувствительного элемента имеют угловую скорость ?р0, а муфта занимает при этом положение равновесия z0, соответствующее уравнению равновесия, когда сила сухого трения не действует. При увеличении угловой скорости грузов муфта остается в положении z0 до тех пор, пока угловая скорость не достигнет значения
Затем муфта преодолевает тормозящее действие сухого трения и начинает перемещение к положению zтах, которое будет достигнуто при ?”р тах. Если потом уменьшать угловую скорость, то муфта остановится в положении покоя zтах и будет находиться в нем до тех пор, пока угловая скорость не достигнет значения
Только после этого муфта начнет перемещаться в сторону положения zmin, которое и будет достигнуто при угловой скорости ?’p min.
Рассуждая подобным образом дальше, можно замкнуть петлю гистерезиса (заштрихованная площадь на рис. 74), внутри которой и заключена область нечувствительности.
Нетрудно показать связь степени нечувствительности ?р с силой сухого трения f, приведенной к муфте чувствительного элемента. Для этого выражение (217) следует умножить и разделить на сумму ?p” + ?p’, и тогда, учитывая выражение (218), получим
Подстановка выражений (216) с учетом того, что f << Е, дает
?p = f / (A?p2),
или в соответствии с уравнением (202) для равновесного режима
Из формулы (219) следует, что с уменьшением угловой скорости грузов степень нечувствительности увеличивается, так как в соответствии с уравнением (202) значение восстанавливающей силы при этом уменьшается. Кроме того, экспериментально установлено, что с уменьшением угловой скорости грузов обычно возрастает сопротивление движению рейки топливного насоса; это также приводит к увеличению ?р (рис. 75).
При проектировании всережимных механических регуляторов прямого действия необходимо добиваться, чтобы на номинальном скоростном режиме ?р не превышала 1,5—2%, а на минимальном скоростном режиме 10—13%. Слишком большая степень нечувствительности регулятора уменьшает точность регулирования и поэтому нежелательна.
|