Техническая эксплуатация судовых двигателей внутреннего сгорания
Под технической эксплуатацией подразумевают весь комплекс операций и работ по управлению, наблюдению, уходу и ремонту судовых ДВС, который позволяет содержать их в исправном состоянии и эффективно использовать для движения судов и снабжения вспомогательных механизмов энергией.
Специфическими особенностями технической эксплуатации судовых двигателей являются широкий диапазон изменения чисел оборотов и нагрузки, непрерывная и длительная работа при мощности, соответствующей полному ходу судна, длительная работа на задний ход, а также при кренах и дифферентах, пуск в ход под нагрузкой и при низких температурах воздуха, быстрые и частые пуски и реверсы при маневрировании и расположение двигателей в стесненных условиях машинных отделений.
В последние годы отечественный речной флот, впервые в мировой практике, перешел на принципиально новую систему технической эксплуатации теплоходов и их силовых установок. К навигации 1966 г. все серийные суда, за исключением крупных пассажирских, были оборудованы средствами комплексной автоматизации, что позволило снять постоянную вахту в машинном отделении и обеспечить перевод экипажа на работу с совмещением профессий и сокращением его численности. Так, например, на судах грузоподъемностью 2000 т, составляющих основное ядро грузового флота, численность команды уменьшена с 20 до 11 человек. Одновременно это потребовало значительного повышения квалификации судовой команды, ответственной за качественную эксплуатацию силовой установки судна.
Техническая эксплуатация судовых двигателей осуществляется в соответствие с указаниями, содержащимися в заводских инструкциях или в специально разработанных руководствах. Однако указанные руководства не могут предусмотреть всех случаев, встречающихся при эксплуатации двигателей. Поэтому эффективная эксплуатация их возможна только в том случае, если обслуживающий персонал имеет четкое представление о физических процессах, происходящих в двигателе, и может правильно оценить влияние на них различных факторов.
Основную роль в технической эксплуатации двигателей выполняет экипаж судна, возглавляемый в этих работах механиком.
Судовыми командами непосредственно руководят и оказывают им необходимую помощь групповые механики и другие инженерно-технические работники.
Текущий, оперативный контроль технического состояния работающего флота осуществляет служба судового хозяйства пароходства через линейных механиков, механиков-наставников и теплотехнические партии.
Выполнение на судах определенных технических правил и требований, обеспечивающих безопасность работы флота, контролирует через своих представителей Речной Регистр РСФСР.
Для обеспечения длительной и безотказной работы судовых двигателей с возможно лучшими технико-экономическими показателями при эксплуатации необходимо:
1. Технически правильное управление их работой, для чего необходимо хорошо знать достоинства и недостатки судовых ДВС, предельные возможности и оптимальные режимы для различных условий плавания.
2. Систематическое и внимательное наблюдение за исправным состоянием и ежедневный технический уход.
3. Поддержание оптимальной регулировки работы отдельных узлов, систем и всего двигателя в целом.
4. Своевременное и тщательное выполнение рекомендуемых профилактических работ (периодических уходов), предупреждающих поломки и отказы в работе двигателя, назревающие вследствие износа отдельных деталей или действия каких-либо случайных причин.
5. Эксплуатация двигателей на определенных, рекомендованных сортах топлива и смазочного масла при соблюдении соответствующих условий хранения и очистки их судовыми средствами.
6. Своевременное и высококачественное проведение необходимых ремонтов.
Выполнение указанных условий зависит от квалификации плавсостава, степени автоматизации дизельных установок, материально-технического снабжения судов и от организации технической оснащенности и технологического уровня береговых ремонтных баз.
|