Судовые двигатели

Главная Судовые двигатели внутреннего сгорания Испытания и эксплуатация судовых двигателей Техническая эксплуатация судовых двигателей внутреннего сгорания
Техническая эксплуатация судовых двигателей внутреннего сгорания

Техническая эксплуатация судовых двигателей внутреннего сгорания

Под технической эксплуатацией подразумевают весь комплекс операций и работ по управлению, наблюдению, уходу и ремонту судовых ДВС, ко­торый позволяет содержать их в исправном состоянии и эффективно ис­пользовать для движения судов и снабжения вспомогательных механизмов энергией.

Специфическими особенностями технической эксплуатации судовых двигателей являются широкий диапазон изменения чисел оборотов и на­грузки, непрерывная и длительная работа при мощности, соответствующей полному ходу судна, длительная работа на задний ход, а также при кренах и дифферентах, пуск в ход под нагрузкой и при низких температурах воз­духа, быстрые и частые пуски и реверсы при маневрировании и располо­жение двигателей в стесненных условиях машинных отделений.

В последние годы отечественный речной флот, впервые в мировой прак­тике, перешел на принципиально новую систему технической эксплуатации теплоходов и их силовых установок. К навигации 1966 г. все серийные суда, за исключением крупных пассажирских, были оборудованы средствами комп­лексной автоматизации, что позволило снять постоянную вахту в машинном отделении и обеспечить перевод экипажа на работу с совмещением профессий и сокращением его численности. Так, например, на судах грузоподъем­ностью 2000 т, составляющих основное ядро грузового флота, численность команды уменьшена с 20 до 11 человек. Одновременно это потребовало зна­чительного повышения квалификации судовой команды, ответственной за качественную эксплуатацию силовой установки судна.

Техническая эксплуатация судовых двигателей осуществляется в соот­ветствие с указаниями, содержащимися в заводских инструкциях или в спе­циально разработанных руководствах. Однако указанные руководства не могут предусмотреть всех случаев, встречающихся при эксплуатации двига­телей. Поэтому эффективная эксплуатация их возможна только в том случае, если обслуживающий персонал имеет четкое представление о физических процессах, происходящих в двигателе, и может правильно оценить влияние на них различных факторов.

Основную роль в технической эксплуатации двигателей выполняет экипаж судна, возглавляемый в этих работах механиком.

Судовыми командами непосредственно руководят и оказывают им необ­ходимую помощь групповые механики и другие инженерно-технические работники.

Текущий, оперативный контроль технического состояния работающего флота осуществляет служба судового хозяйства пароходства через линей­ных механиков, механиков-наставников и теплотехнические партии.

Выполнение на судах определенных технических правил и требований, обеспечивающих безопасность работы флота, контролирует через своих пред­ставителей Речной Регистр РСФСР.

Для обеспечения длительной и безотказной работы судовых двигателей с возможно лучшими технико-экономическими показателями при эксплуа­тации необходимо:

1.         Технически правильное управление их работой, для чего необхо­димо хорошо знать достоинства и недостатки судовых ДВС, предельные воз­можности и оптимальные режимы для различных условий плавания.

2.         Систематическое и внимательное наблюдение за исправным со­стоянием и ежедневный технический уход.

3.         Поддержание оптимальной регулировки работы отдельных узлов, систем и всего двигателя в целом.

4.         Своевременное и тщательное выполнение рекомендуемых профилак­тических работ (периодических уходов), предупреждающих поломки и от­казы в работе двигателя, назревающие вследствие износа отдельных дета­лей или действия каких-либо случайных причин.

5.         Эксплуатация двигателей на определенных, рекомендованных сор­тах топлива и смазочного масла при соблюдении соответствующих условий хранения и очистки их судовыми средствами.

6.         Своевременное и высококачественное проведение необходимых ремон­тов.

Выполнение указанных условий зависит от квалификации плав­состава, степени автоматизации дизельных установок, материально-тех­нического снабжения судов и от организации технической оснащенности и технологического уровня береговых ремонтных баз.