Главное меню

Судовые двигатели

Главная Судовые двигатели внутреннего сгорания Испытания и эксплуатация судовых двигателей Проверка зазоров в подшипниках коленчатого вала и раскепов в двигателе
Проверка зазоров в подшипниках коленчатого вала и раскепов в двигателе

Проверка зазоров в подшипниках коленчатого вала и раскепов в двигателе

Вслед­ствие износа шеек вала и антифрикционного сплава подшипников в про­цессе длительной эксплуатации происходит увеличение зазоров в них. С увеличением зазора в подшипнике ухудшается стабильность масляного слоя в нем, увеличивается трение и износ трущихся поверхностей. Кроме того, при больших зазорах вследствие действия ударных нагрузок на под­шипник возможно появление трещин в антифрикционном слое и его выкрашивание. Величины монтажных и предельно допустимых зазоров для раз­личных подшипников указыва­ются в руководстве по эксплуа­тации двигателя.

Зазоры в подшипниках ко­ленчатого вала измеряют щупом или при помощи свинцовой вы­жимки. Зазор, т. е. расстояние между поверхностью шейки и рабочей поверхностью вклады­ша в собранном подшипнике, измеряют щупом со стороны обо­их торцов при трех-четырех по­ложениях мотыля. Средняя ве­личина результатов измерений принимается за величину зазора. Следует иметь в виду, что истинная величина зазора всегда несколько больше, чем замеренная щупом.

Более точно зазор может быть измерен с помощью выжимки. Для этого на шейку вала при снятой крышке подшипника укладывают в поперечном направлении три кусочка свинцовой проволоки с диаметром, на 0,2— 0,3 мм большим, чем предполагаемая величина зазора. Затем подшипник собирается, крышка его нормально обжимается и коленчатый вал провора­чивается на некоторый угол. Вскрыв затем подшипник, снимают обжатые проволочки и микрометром или точным штангенциркулем измеряют их толщину, которая равна величине зазора.

Осевые зазоры в установочном (упорном) рамовом подшипнике изме­ряют щупом.

Величину зазора в подшипнике можно регулировать с помощью набора прокладок в плоскостях разъема подшипника, если они предусмотрены кон­струкцией дизеля. У большинства современных дизелей зазоры в подшип­никах в процессе эксплуатации не регулируются, а при достижении предель­но допустимых величин зазоров заменяют вкладыши или отправляют дви­гатель для ремонта на завод.

Большую опасность для коленчатого вала представляет неправильная его укладка или неодинаковый износ рамовых подшипников, в результате чего ось вала изгибается. О величине прогиба вала судят по раскепам, т. е. разностям расстояний между щеками мотыля при двух его диаметрально противоположных положениях.

Раскепы определяют для вертикальных и горизонтальных положений мотыля. Предельно допустимые значения раскепов указываются в инструк­ции к дизелю. При недопустимых значениях раскепов необходима замена отдельных вкладышей рамовых подшипников или переукладка коленчатого вала.

Зазоры в головном подшипнике шатуна тронкового двигателя изме­ряют щупом при разобранной поршневой группе деталей; в верхнюю головку шатуна вставлен палец без поршня. Изношенные втулки головных подшипников заменяют.

Особое внимание необходимо при осмотрах, затяжке и шплинтовке мотылевых болтов.