Главное меню

Судовые двигатели

Главная Судовые двигатели внутреннего сгорания Испытания и эксплуатация судовых двигателей Проверка и регулировка механизма распределения воздуха в двигателе
Проверка и регулировка механизма распределения воздуха в двигателе

Проверка и регулировка механизма распределения воздуха в двигателе

Механизм, управ­ляющий впуском в цилиндр воздуха и выпуском из него газов, называют распределительным.

В четырхтактных дизелях и двухтактных с прямоточно-клапанной про­дувкой в состав данного механизма входят распределительный вал с ку­лачковыми шайбами, толкатели, штанги, коромысла и газораспределительные клапаны.

В некоторых конструкциях дизелей число промежуточных деталей, передающих движение от кулачковых шайб к клапанам, бывает частично или полностью сокращено.

Продолжительность и моменты открытия и закрытия клапанов зависят главным образом от профиля соответствующих кулачковых шайб и правиль­ности сборки передачи от коленчатого вала к распределительному и, в меньшей степени, от величины зазоров в системе передачи движения от кулач­ковых шайб к клапанам.

Указанные зазоры необходимы для компенсации тепловых расширений деталей, они гарантируют плотное закрытие клапанов при любом, возмож­ном в практике, тепловом состоянии двигателя.

Величина этих зазоров для холодного двигателя указывается в руковод­стве по эксплуатации его. Отклонение от рекомендованной величины зазора вызывает изменение фаз газораспределения и продолжительности открытия клапанов, что может неблагоприятно отражаться на очистке цилиндра и наполнении его свежим зарядом. Кроме того, слишком малые зазоры могут привести к неплотному закрытию клапанов, что влечет за собой уменьшение мощности и экономичности работы дизеля, а также обгорание этих клапанов. Слишком большие зазоры усиливают износ деталей привода и могут даже вызвать их разрушение в связи с резким увеличением ускорений при откры­тии и закрытии клапанов.

В процессе эксплуатации двигателя вследствие износа деталей меха­низма распределения и притирки клапанов зазоры изменяются, поэтому необходима периодическая проверка и регулировка их.

Измерение зазоров производится щупом, устанавливаемым либо между кулачной шайбой и верхней тарелкой клапана (М50, Д6 и т. п.), либо между коромыслом и штоком клапана при остановке поршня соответствующего цилиндра около ВМТ такта сжатия.

Регулируются указанные зазоры обычно либо путем изменения длины штока клапана (М50, Д6 и т. п.), либо с помощью специального регулировоч­ного болта на коромысле.

В процессе эксплуатации двигателя после переборки механизма при­вода распределительного вала, замены его отдельных шестерен или кулач­ных шайб необходимо проверить правильность фаз распределения.

Сначала обычно проверяют фазы распределения для первого цилиндра, а затем для остальных. Для определения фаз распределения медленно, с остановками проворачивают валоповоротным устройством коленчатый вал для того, чтобы в моменты начала открытия и полного закрытия клапа­нов сделать на ободе маховика против стрелки временные метки. Измерение величин дуг от этих меток до метки ВМТ или НМТ данного цилиндра поз­воляет с помощью простого расчета найти величины соответствующих им углов поворота мотыля — углов опережения открытия и запаздывания закрытия клапанов. Полученные таким образом углы сравниваются с фа­зами распределения, указанными в руководстве по эксплуатации дви­гателя.

Моменты полного закрытия и начала открытия клапанов определяются соответственно по появлению и исчезновению зазора в механизме распреде­ления. Это можно заметить по легкости проворачивания рукой штанги или ролика толкателя либо по подвижности полоски тонкой бумаги или пластин­ки щупа (0,05 мм), вставленной в зазор.