Проверка и регулировка механизма распределения воздуха в двигателе
Механизм, управляющий впуском в цилиндр воздуха и выпуском из него газов, называют распределительным.
В четырхтактных дизелях и двухтактных с прямоточно-клапанной продувкой в состав данного механизма входят распределительный вал с кулачковыми шайбами, толкатели, штанги, коромысла и газораспределительные клапаны.
В некоторых конструкциях дизелей число промежуточных деталей, передающих движение от кулачковых шайб к клапанам, бывает частично или полностью сокращено.
Продолжительность и моменты открытия и закрытия клапанов зависят главным образом от профиля соответствующих кулачковых шайб и правильности сборки передачи от коленчатого вала к распределительному и, в меньшей степени, от величины зазоров в системе передачи движения от кулачковых шайб к клапанам.
Указанные зазоры необходимы для компенсации тепловых расширений деталей, они гарантируют плотное закрытие клапанов при любом, возможном в практике, тепловом состоянии двигателя.
Величина этих зазоров для холодного двигателя указывается в руководстве по эксплуатации его. Отклонение от рекомендованной величины зазора вызывает изменение фаз газораспределения и продолжительности открытия клапанов, что может неблагоприятно отражаться на очистке цилиндра и наполнении его свежим зарядом. Кроме того, слишком малые зазоры могут привести к неплотному закрытию клапанов, что влечет за собой уменьшение мощности и экономичности работы дизеля, а также обгорание этих клапанов. Слишком большие зазоры усиливают износ деталей привода и могут даже вызвать их разрушение в связи с резким увеличением ускорений при открытии и закрытии клапанов.
В процессе эксплуатации двигателя вследствие износа деталей механизма распределения и притирки клапанов зазоры изменяются, поэтому необходима периодическая проверка и регулировка их.
Измерение зазоров производится щупом, устанавливаемым либо между кулачной шайбой и верхней тарелкой клапана (М50, Д6 и т. п.), либо между коромыслом и штоком клапана при остановке поршня соответствующего цилиндра около ВМТ такта сжатия.
Регулируются указанные зазоры обычно либо путем изменения длины штока клапана (М50, Д6 и т. п.), либо с помощью специального регулировочного болта на коромысле.
В процессе эксплуатации двигателя после переборки механизма привода распределительного вала, замены его отдельных шестерен или кулачных шайб необходимо проверить правильность фаз распределения.
Сначала обычно проверяют фазы распределения для первого цилиндра, а затем для остальных. Для определения фаз распределения медленно, с остановками проворачивают валоповоротным устройством коленчатый вал для того, чтобы в моменты начала открытия и полного закрытия клапанов сделать на ободе маховика против стрелки временные метки. Измерение величин дуг от этих меток до метки ВМТ или НМТ данного цилиндра позволяет с помощью простого расчета найти величины соответствующих им углов поворота мотыля — углов опережения открытия и запаздывания закрытия клапанов. Полученные таким образом углы сравниваются с фазами распределения, указанными в руководстве по эксплуатации двигателя.
Моменты полного закрытия и начала открытия клапанов определяются соответственно по появлению и исчезновению зазора в механизме распределения. Это можно заметить по легкости проворачивания рукой штанги или ролика толкателя либо по подвижности полоски тонкой бумаги или пластинки щупа (0,05 мм), вставленной в зазор.
|