Судовые двигатели

Эксплуатации главных судовых двигателей

При эксплуатации судовых двигателей следует руководство­ваться Правилами технической эксплуатации судовых паротурбин­ных и дизельных установок, Правилами техники безопасности и инструкциями завода-изготовителя. Обслуживание двигателей сво­дится к приготовлению их к действию и пуску, уходу во время действия, прекращению работы и уходу во время бездействия.

 

При подготовке к действию и пуску двигателей выполняется следующее:

—  убирают посторонние предметы, тщательно осматривают двигатели и проверяют надежность их крепления;

—  проверяют исправность контрольно-измерительных прибо­ров, легкость хода штоков пусковых, маневровых, сопловых, быстрозапорных и газораспределения и предохранительных клапанов; проверяют наличие масла в маслобаке;

—  запускают масляный сепаратор и насос и убеждаются в нормальной подаче масла к подшипникам, на зацепление и ре­гулирование;

—   проверяют отжатие тормозов валопровода, запускают валоповоротный механизм и, вращая его на передний и задний ход, прослушивают двигатель, при этом сила тока электродви­гателя не должна превышать нормальной величины;

—  отключают валоповоротный механизм, проверяют систему сигнализации и связи с ходовым мостиком и систему ДАУ.

При пуске двигателя в холодное время необходимо выполнить ряд мероприятий, облегчающих пуск, например прогрев масла в маслобаке, прокачку ДВС теплой водой от работающих дизель-генераторов.

В паротурбинных установках перед пуском:

—  измеряют осевое и радиальное положение роторов турбин и колеса редуктора;

—  записывают показания в вахтенный журнал;

—  запускают в работу циркуляционный насос и систему ох­лаждения конденсатора и маслоохладителя;

—  заполняют сборник конденсатора питательной водой и запускают в работу конденсатный насос;

—   включают главный эжектор и вводят в действие систему укупорки и отсоса, поддерживая в камерах концевых уплотнений разрежение равным 0,003—0,004 Мн/м2.

В главном конденсаторе доводят вакуум до полного и, когда с мостика поступит разрешение на пуск, медленно подают пар соответствующим маневровым клапаном и начинают прогревать турбину, тщательно прослушивая агрегат и доводя постепенно частоту вращения его до рабочей. Продолжительность прогрева­ния и развитие полной частоты вращения турбин определяются за­водскими инструкциями и составляют около одного часа.

В дизельных установках перед пуском:

—   проверяют системы охлаждения, пуска и подачи топлива;

—   производят пробный пуск насоса пресной воды, если он имеет индивидуальный привод, и проверяют систему забортной воды;

—   проверяют давление пускового воздуха, которое должно составить не менее 2,5—3,0 Мн/м2;

—  прокачивают топливную систему до полного удаления из нее воздуха.

Для запуска двигателя пусковую рукоятку из положения «Стоп» переводят в положение «Пуск». Когда коленчатый вал двигателя достаточно раскрутится, его переводят на работу топ­ливом, тщательно прослушивают и осматривают двигатель и обслуживающие его системы. Прогрев двигателя на малых оборотах производят до тех пор, пока контролируемые температуры в сис­темах не достигнут значений, указанных в инструкциях завода изготовителя. У двигателей, пуск которых производится при по­мощи электростартера, рукоятку управления ставят в положение малой подачи топлива. Если имеется декомпрессионное устройство или накальные свечи, то их включают. После раскрутки декомп­рессионное устройство отключают. При появлении вспышек в ци­линдрах стартер и свечи отключают.

Обслуживание главных двигателей во время работы заклю­чается в поддержании установленных параметров и необходимой частоты вращения, соответствующей заданному ходу, в обеспече­нии высокой экономичности и надежности их работы. Переход от одного режима работы к другому необходимо осуществлять посте­пенно. Обязанности обслуживающего персонала следующие: под­держание нормальной работы масляной системы — давление масла в маслоохладителе должно быть выше давления охлаждаю­щей воды, перепад давлений масла на входе и на выходе из масло­охладителя должен быть не более 0,03 Мнім2 (при большем пе­репаде необходимо производить чистку фильтра), сепаратор дол­жен работать до полного удаления воды из системы; содержа­ние главных двигателей и вспомогательных механизмов должно быть в постоянной исправности и чистоте; о всех обнаруженных неисправностях немедленно сообщать и записывать в вахтенный журнал.

В паротурбинных установках необходимо поддерживать уста­новленные для данного режима параметры пара, нормальную ра­боту конденсационного устройства и системы уплотнений. Вакуум в конденсаторе следует поддерживать возможно высокий для дан­ного режима работы при наименьшем переохлаждении конденса­та (не более 2—3°С для обычных конденсаторов, не более 1°С для регенеративных); температурный напор конденсатора должен составлять не более 12—20° С. Один раз в вахту проверяют со­леность конденсата (если соленость будет выше 0,5° Б, выясняют причину попадания морской воды и устраняют неплотности); кислородосодержание конденсата не должно превышать 0,05 мг/л. В системе укупорки наружных уплотнений надо поддерживать избыточное давление равным 0,01—0,03 Мн/м2, а в трубопроводе отсоса разрежение около 0,013 Мн/м2, не допускать утечек пара че­рез уплотнения. Не реже одного раза в час измеряют осевое положе­ние роторов, прослушивают турбины и зубчатую передачу с по­мощью слуховых стержней и результаты заносят в вахтенный жур­нал. В дизельных установках необходимо следить за работой сис­тем охлаждения и подачи топлива. Температура воды и масла является показателем теплового состояния двигателя, исправной работы его узлов.

Остановка двигателя с полного хода допускается только в ис­ключительных случаях.

В дизельных установках прежде необходимо уменьшить по­дачу топлива, снизить обороты и через 3—5 мин поставить руко­ятку управления в положение «Стоп». В течение 3—5 мин прока­чивают двигатель маслом, проворачивая его на 2—3 оборота; на протяжении 15—30 мин прокачивают воду через систему охлажде­ния двигателя насосом; проверяют температуру и состояние всех доступных для осмотра деталей двигателя.

В паротурбинных установках остановка производится в сле­дующем порядке: закрывают последовательно сопловые и быстро- запорный клапаны и открывают все клапаны продувания; вклю­чают пусковой масляный насос для подачи масла на подшипники в течение 15—20 мин. После полной остановки турбин включают валоповоротный механизм и через каждые 10 мин производят проворачивание агрегата на I 1/3 оборота вала гребного винта в течение 2—3 ч, прокачивая агрегат маслом; прикрывают пар на эжектор, поддерживая вакуум 0,073—0,079 Мн/м2. В период осушения турбин запускают масляный сепаратор до полного уда­ления воды из масла; закрывают пар на эжекторы (главный и отсоса пара из уплотнений) и на уравнительный коллектор сис­темы уплотнения; останавливают конденсатный и циркуляционный насосы и закрывают клапаны продувания.

В зависимости от длительности остановки необходимо произ­вести работы, указанные в инструкциях. При выходе из действия на короткий строк турбоагрегат необходимо поддерживать в горячем состоянии, для чего следует его периодически прогревать и проворачивать. При длительном бездействии необходимо устранить выявленные в процессе эксплуатации дефекты; один раз в сутки проворачивать ротор, прокачивая подшипники маслом; не допускать попадания пара в турбину и появления воды и шлака в масле; законсервировать шейки валов в подшипниках.

При выводе ДВС из эксплуатации на длительный период должна быть произведена его консервация. Если двигатель не работает длительное время и не законсервирован, то необходимо периодически проворачивать коленчатый вал на несколько оборотов, останавливая его в другом положении; при этом необходимо прокачивать масляную систему.