При неизменном скоростном режиме работы регулятора (рис. 108) муфта 5 чувствительного элемента неподвижна, так как находится в статическом положении равновесия, определяемом уравнением (202).
Поршень 10 катаракта 11 занимает положение, при котором пружина 9 не нагружена.
Нарушение равновесного режима приводит к ускоренному или замедленному вращению грузов 6. В связи с этим статическое равновесие нарушается, поддерживающая сила A?p2 получает приращение ?(A?p2), вызывающее перемещение ?z муфты 5. В результате деформации пружин 4 и 9 восстанавливающая сила Е получает приращение ?Е и появляется усилие FA, приложенное к точке А рычага 7.
Кроме перечисленных сил, в процессе движения на муфту 5 действуют силы сухого трения fс. т (трения Кулона) и гидравлического трения Fг.
При конструировании автоматических регуляторов скорости предпринимают специальные меры для уменьшения сил сухого трения (обильная смазка, подшипники качения и т. п.). Если учесть также вибрацию корпуса регулятора при работе двигателя, нарушающую контакты между трущимися поверхностями, то станет ясно, почему во многих случаях при выводе дифференциального уравнения чувствительных элементов силами сухого трения пренебрегают. Сила гидравлического трения Fг определяется в виде соотношения
где ? — фактор торможения, значение которого зависит от числа сопрягающихся при движении поверхностей трения и качества их смазки; d?z / dt — скорость перемещения муфты.
Алгебраический знак силы гидравлического трения определяется знаком скорости муфты чувствительного элемента.
При составлении уравнения динамического равновесия необходимо условиться относительно выбора алгебраического знака перемещения муфты. Обычно за положительное направление принимают перемещение муфты и других деталей при увеличении угловой скорости грузов.
Если известна приведенная к муфте масса ? чувствительного элемента и связанных с муфтой деталей регулятора и топливного насоса, то уравнение динамического равновесия механического чувствительного элемента, написанное в соответствии с принципом Д' Аламбера, с учетом уравнения (202) получит вид
Если uр —.передаточное отношение механизма, связывающего вал двигателя с валиком регулятора, то ?p = иp?, и тогда
Считая величину ?(A?2) функцией двух переменных, можно написать
что справедливо при достаточно малом отклонении от положения равновесия. Как показывает график, приведенный на рис. 61, а, приращение ?A зависит только от перемещения муфты ?z, поэтому разложение функции А = f (z) в ряд Маклорена имеет вид
При достаточно малых отклонения ?z муфты от положения равновесия всеми членами порядка выше первого в разложении можно пренебречь из-за их малости, и тогда
Производная, входящая в полученное выражение, должна определяться в положении равновесного режима работы чувствительного элемента, когда z = z0 и выполняется условие (202).
Значение восстанавливающей силы Е зависит от положения муфты 5 чувствительного элемента (рис. 108) и от положения тарелки 3, определяемого положением рычага управления 2. Следовательно, Е = f (z; ?). Разложение данной функции в ряд Маклорена после линеаризации дает
Усилие FA,. создаваемое катарактом 11, зависит от деформации пружины 9. Если ?H — перемещение точки А, ?ук — перемещение поршня 10 и bк — жесткость пружины 9, то при известном передаточном отношении uА рычага 7, связывающего перемещения муфты 5 и точки А рычага,
Подстановка соотношений (249)—(252) в уравнение (248) приводит последнее к виду
где Fp— фактор устойчивости чувствительного элемента, определяемый выражением (203).
После введения относительных отклонений [см. выражения (33) и (206)], а также
безразмерный коэффициент, характеризующий эффективность воздействия на чувствительный элемент органа настройки скоростного режима; ur = uАz0/ук0 — передаточное отношение.
В операторной форме уравнение чувствительного элемента (255) имеет вид
Для определения передаточных функций чувствительного элемента достаточно все члены уравнения (256) разделить на собственный оператор, и тогда
Передаточные функции, входящие в уравнение (258), находят из соотношений
С помощью уравнения (258), содержащего передаточные функции, можно построить структурную схему части регулятора без упруго присоединенного катаракта (рис. 109, а).
Упруго присоединенный катаракт 11 (см. рис. 108) создает в механизме регулятора еще одну степень свободы, так как поршень 10 катаракта имеет собственный закон перемещения под действием приложенных к нему сил. Если пренебречь массой подвижных частей катаракта, т. е. пренебречь его малой инерционностью, то этими силами будут:
сила гидравлического сопротивления, значение которого определяется установкой дросселирующей иглы 12 и свойствами масла; bк (?ук — иА?z) — усилие пружины 9.
С учетом этих сил уравнение динамического равновесия поршня катаракта можно представить в виде
или после перехода к относительным отклонениям (206) и (254) и деления на коэффициент при ?
Структурная схема упругоприсоединенного катаракта показана на рис. 109, б.
Таким образом, движение муфты механического чувствительного элемента с упруго присоединенным катарактом описывается совокупностью двух уравнений (256) и (260) или (258) и (262), а его структурная схема (рис. 109, в) строится путем объединения структурных схем отдельных его частей (рис. 109, а и б).
Перемещение ? поршня упруго присоединенного катаракта является внутренней координатой регулятора и поэтому может быть исключено из рассмотрения. Уравнение (260) показывает, что
Подстановка развернутых выражений собственных операторов (257) и (261) приводит к неоднородному линейному дифференциальному уравнению третьего порядка
Структурная схема такого регулятора с учетом передаточных функций (269) показана на рис. 110, а.
Упруго присоединенным катарактом оборудуют, как правило, прецизионные регуляторы (см. рис. 81), к которым предъявляют требование высокой точности поддержания заданного скоростного режима при малом значении степени неравномерности.
К всережимным регуляторам (см. рис. 83, 87, 88, 90, 93, 100, 101 и др.) такие высокие требования не предъявляют, поэтому большинство регуляторов прямого действия не имеют упруго присоединенного катаракта.
Отсутствие катаракта в регуляторе равносильно равенству нулю силы гидравлического сопротивления катаракта или, что то же самое, коэффициента ?к. В этом случае Тп = 0.
Формулы (265) показывают, что при Тп =0 порядок дифференциального уравнения (264) снижается до второго, и после сокращения всех членов на kп уравнение (264) имеет вид
позволяет построить структурную схему механического чувствительного элемента без упруго присоединенного катаракта или всережимного механического регулятора прямого действия (рис. 110, б).
|