Судовые двигатели

Вихревые теплообменники охладителей масла

С целью интенсификации тепло­обмена в качестве охладителей масла применяют динамические вихревые теплообменники (рис. 6.30). Этот теплообменный ап­парат представляет собой двухполостной насос с двумя концентрично расположенными многозаходными винтовыми роторами. Вну­тренний ротор, приводимый во вращение электродвигателем, засасывает охлаждаемую среду (масло, пресную воду) и подает ее винтообразно в кольцевом пространстве, образованном наруж­ной поверхностью внутреннего ротора и внутренней поверх­ностью внешнего ротора. Внешний ротор, приводимый во вращение электродвигателем через зубчатую передачу, забирает охлажда­ющую забортную воду и через кольцевой канал подает ее в слив­ной трубопровод. Роторы вращаются в разные стороны, в связи с чем два вихревых потока при высокой турбулизации движутся навстречу один другому. Потоки разделены поверхностью внеш­него ротора, через цилиндрическую стенку которого происходит теплопередача от нагретой среды к охлаждающей забортной воде.

Вихревой теплообменник-насос

Общий коэффициент теплопередачи у рассматриваемого тепло­обменного аппарата в три-четыре раза выше, чем у статического трубчатого, а как насос по экономичности он близок к вихревому насосу. Вихревой охладитель-насос наиболее эффективен в ка­честве водо-водяного охладителя (рабочая поверхность сокра­щается примерно в пять раз, энергоемкость в два раза). При большом теплосъеме вихревые теплообменники рационально конструк­ционно выполнять в многосекционном варианте, не увеличивая длины роторов более 1 м, а увеличивая число вихревых эле­ментов.