Воду нельзя полностью удалить фильтрами, и, следовательно, центробежное сепарирование является незаменимым способом очистки масла от воды.
На рис. 6.23 показано влияние некоторых параметров на процесс разделения при сепарации.
![](/images/stories/dizelnye-ustanovki/chast-3/107.gif)
Сепаратор способен удалять меньшие частички воды при производительности 0,5 м3/ч по сравнению с работой при производительности 1 м3/ч. Наиболее сильное воздействие на способность сепаратора удалять частички малого размера оказывает температура масла. Для сепарирования циркуляционных масел рекомендуется температура 85—95 °С.
Сепараторы масляных систем среднеоборотного дизеля должны обработать четырехкратную загрузку всего циркуляционного (картерного) масла в течение 24 ч с производительностью, равной 20—25 % номинальной.
Сепараторы масляных систем малооборотным дизелем должны обработать все масло в системе, пропустив его дважды в течение 24 ч с производительностью 20—25 % номинальной в случае использования масла со щелочными моющими (диспергирующими) свойствами и с производительностью 30—35 % номинальной в случае использования масла, не обладающего моющими свойствами. Опыт эксплуатации энергетических установок в настоящее время показывает, что очень часто сепараторы имеют недостаточные размеры для соответствующей (вышеуказанной) обработки современных масел с щелочными моющими свойствами.
Скорость проникновения сажи и нерастворимых веществ в циркуляционное масло среднеоборотного дизеля, работающих на тяжелом топливе, в 5—10 раз выше по сравнению со скоростью проникновения этих загрязнений в масляные системы малооборотным дизелем (по исследованиям фирмы «Мобил»).
Самоочищающиеся сепараторы при очистке масел без присадок используют подачу пресной воды с неизменным давлением в количестве 2—5 % производительности сепаратора. Температура воды должна быть по отношению к маслу приблизительно на 2 °С выше, при этом необходимо обратить взимание на то, чтобы в выходящем из сепаратора масле количество воды не превышало 0,2 % очищаемого масла. Масла с присадками очищаются в режиме пурификации. Только при использовании смазочных масел с присадками, хорошо растворимыми в воде, рекомендуется употреблять сепаратор в режиме кларификации. Необходимо уменьшать расход масла через сепаратор, чтобы вязкость масла составляла 20—40 мм2/с (табл. 6.22).
![](/images/stories/dizelnye-ustanovki/chast-3/108.gif)
Обычно применяют один-два масляных сепаратора. Зависимость номинальной производительности Qн, м3/ч, сепараторной установки от мощности главного двигателя, кВт, описывается уравнением: для дизелей «Бурмейстер и Вайн» Qн = 0,6 · 10-3Ne ГД, для дизелей «Зульцер» и MAN Qн = 0,5·10-3Nе ГД.
Масляные центрифуги применяют для ряда среднеоборотного дизеля и высокооборотный дизель. Их можно приводить во вращение от коленчатого вала дизеля, воздушной или газовой турбины, электродвигателя или от гидравлического реактивного привода. Частота вращения центрифуг с гидравлическим реактивным приводом лежит обычно в пределах 5000—8000 об/мин, а тонкость очистки составляет до 3— 5 мкм. Ими оборудованы, например, дизель-генераторов типов 614Т, 814Т и 6ЧН 18/22, 8NVD-36 судов типов «Красноград», «Советский воин», «Выборг» и др. Наиболее эффективно действие реактивных центрифуг при очистке масел с присадками, так как они в меньшей степени задерживают присадку, чем фильтры грубой очистки.
Центрифуга (рис. 6.24) устанавливается внутри кожуха 3, сообщенного с картерным пространством, и подключается в систему параллельно.
![](/images/stories/dizelnye-ustanovki/chast-3/109.gif)
Отфильтрованное масло стекает из нее в картер или в специальный маслосборник. Ротор центрифуги, состоящий из корпуса и крышки, закреплен на втулке гайкой. Втулка вращается на оси в двух бронзовых подшипниках. Подвод масла по каналу а происходит через отверстия б и в к соплам. Выходные каналы г последних направлены под прямым углом к оси вращения ротора. Масло, выходящее под давлением из сопловых отверстий ротора под действием центробежных сил, приводит его во вращение (п = 500?600 рад/с). Оно очищается от взвешенных тяжелых частиц, которые отбрасываются к внутренней стенке ротора, откуда они периодически удаляются.
В системе смазки дизеля для повышения эффективности очистки масла от смолистых веществ целесообразно между фильтры грубой очистки и фильтры грубой очистки устанавливать подогреватель, поддерживающий температуру масла перед фильтры грубой очистки не ниже 70—75 °С.
|