Судовые двигатели

Главная Судовые дизельные установки Масляная система судовых дизелей Центробежное сепарирование очистки масла от воды
Центробежное сепарирование очистки масла от воды

Воду нельзя полностью удалить фильтрами, и, следовательно, центробежное сепарирование яв­ляется незаменимым способом очистки масла от воды.

На рис. 6.23 показано влияние некоторых параметров на про­цесс разделения при сепарации.

Сепаратор способен удалять меньшие частички воды при производительности 0,5 м3/ч по сравнению с работой при производительности 1 м3/ч. Наиболее сильное воздействие на способность сепаратора удалять частички малого размера оказывает температура масла. Для сепарирования циркуляционных масел рекомендуется температура 85—95 °С.

Сепараторы масляных систем среднеоборотного дизеля должны обработать четырех­кратную загрузку всего циркуляционного (картерного) масла в течение 24 ч с производительностью, равной 20—25 % номи­нальной.

Сепараторы масляных систем малооборотным дизелем должны обработать все масло в системе, пропустив его дважды в течение 24 ч с произво­дительностью 20—25 % номинальной в случае использования масла со щелочными моющими (диспергирующими) свойствами и с производительностью 30—35 % номинальной в случае исполь­зования масла, не обладающего моющими свойствами. Опыт эксплуатации энергетических установок в настоящее время показывает, что очень часто сепараторы имеют недостаточные размеры для соответствующей (вышеуказанной) обработки современных масел с щелочными моющими свойствами.

Скорость проникновения сажи и нерастворимых веществ в цир­куляционное масло среднеоборотного дизеля, работающих на тяжелом топливе, в 5—10 раз выше по сравнению со скоростью проникновения этих загрязнений в масляные системы малооборотным дизелем (по исследованиям фирмы «Мобил»).

Самоочищающиеся сепараторы при очистке масел без приса­док используют подачу пресной воды с неизменным давлением в количестве 2—5 % производительности сепаратора. Темпера­тура воды должна быть по отношению к маслу приблизительно на 2 °С выше, при этом необходимо обратить взимание на то, чтобы в выходящем из сепаратора масле количество воды не превышало 0,2 % очищаемого масла. Масла с присадками очищаются в режиме пурификации. Только при использовании смазочных масел с присадками, хорошо растворимыми в воде, рекомендуется употреблять сепаратор в режиме кларификации. Необходимо уменьшать расход масла через сепаратор, чтобы вяз­кость масла составляла 20—40 мм2/с (табл. 6.22).


Обычно применяют один-два мас­ляных сепаратора. Зависимость номинальной производительности Qн, м3/ч, сепараторной установки от мощности главного двигателя, кВт, описывается уравнением: для дизелей «Бурмейстер и Вайн» Qн = 0,6 · 10-3Ne ГД, для дизелей «Зульцер» и MAN Qн = 0,5·10-3Nе ГД.

Масляные центрифуги применяют для ряда среднеоборотного дизеля и высокооборотный дизель. Их можно приводить во вращение от коленчатого вала дизеля, воздушной или газовой турбины, электродвигателя или от гид­равлического реактивного привода. Частота вращения центри­фуг с гидравлическим реактивным приводом лежит обычно в пре­делах 5000—8000 об/мин, а тонкость очистки составляет до 3— 5 мкм. Ими оборудованы, например, дизель-генераторов типов 614Т, 814Т и 6ЧН 18/22, 8NVD-36 судов типов «Красноград», «Советский воин», «Выборг» и др. Наиболее эффективно действие реактивных центри­фуг при очистке масел с присадками, так как они в меньшей сте­пени задерживают присадку, чем фильтры грубой очистки.

Центрифуга (рис. 6.24) устанавливается внутри кожуха 3, сообщенного с картерным пространством, и подключается в си­стему параллельно.

Отфильтрованное масло стекает из нее в кар­тер или в специальный маслосборник. Ротор центрифуги, состоя­щий из корпуса и крышки, закреплен на втулке гайкой. Втулка вращается на оси в двух бронзовых подшипниках. Подвод масла по каналу а происходит через отверстия б и в к соплам. Выходные каналы г последних направлены под прямым углом к оси враще­ния ротора. Масло, выходящее под давлением из сопловых отверстий ротора под действием центробежных сил, приводит его во вра­щение (п = 500?600 рад/с). Оно очищается от взвешенных тяже­лых частиц, которые отбрасываются к внутренней стенке ротора, откуда они периодически удаляются.

В системе смазки дизеля для повышения эффективности очистки масла от смолистых веществ целесообразно между фильтры грубой очистки и фильтры грубой очистки устанавливать подогреватель, поддерживающий температуру масла перед фильтры грубой очистки не ниже 70—75 °С.