Судовые двигатели

Классификация моторных масел

Все моторные масла разделены на шесть групп: А, Б, В, Г, Д, Е, причем каждая группа включает масла, различающиеся вязкостью от 6 до 20 мм2/с при 100 °С (табл. 6.1).

Малооборотные дизели используют моторные масла вязкостью порядка 10 мм2/с со щелочным числом 30 (SАЕ30) для циркуляционных систем и вязкостью 16 мм2/с со щелочным числом 40—50 (SАЕ40 и SАЕ50) для ЦПГ, а также турбин­ные масла для смазки подшипников ТК. При вязкости масла около 21 мм2/с на входе в подшипники ТК малооборотным дизелем механические потери наименьшие. Такая вяз­кость обеспечивается его подогревом. Это создает предпосылки для применения в смазке ТК моторных масел вязкостного класса 10 (SАЕЗО), дальнейшего сокра­щения числа типов применяемых масел при эксплуатации малооборотным дизелем (разработки единого сорта масла в циркуляционной системе и в ТК), а также упрощения судовых масляных систем с этими дизелями.

Отечественные циркуляционные масла М10Г2ЦС, М10ДЦЛ20, М14ДЦЛ20, выпускаемые с 1977 г., являются маслами многоцелевого назначения с вязко­стью 10 мм2/с при 100°С. Эти масла значительно превосходят по эффективности широко применяемые масла «Моторное Т», М10В2 и не уступают лучшим образ­цам зарубежных масел аналогичного назначения. Применение масла М10ДЦЛ20 возможно и в энергетических установок с среднеоборотным дизелем, установленных на ролкерах типа «Магнитогорск» и «Скульптор Коненков». Оно позволяет заменить импортное масло «Мобильгард-424» и ввести единое масло в качестве цилиндрового и циркуляционного.

Отечественные цилиндровые масла М16Е30 и М16Е60 по вязкости близки к SАЕ40 и успешно используются в малооборотным дизелем с 60-х гг. при работе на тяжелых топ­ливах.

Создание в системе смазки дизеля постоянно действующего химического режима способствует улучшению смазки, снижает интенсивность нагаролаковых отложений, противодействует старению масла. Эти эффекты достигаются, напри­мер, введением в масляную систему твердых ингибиторов в виде сплавов натрия (лития) с оловом (сурьмой или висмутом) и галлоидов (йод, фтор, бром или хлор). Наилучший эффект достигается при совместном использовании ингибиторов и галлоидов с масляными присадками ЦИАТИМ-339, ВНИИНП-360, АЗНИЦИАТИМ-1, которые могут обеспечить работу дизеля без смены масла до 5000 ч и более. Галлоид вводится в масло в количестве 0,02—0,08 % общего количества масла в дизеле. Сплавы Nа—Sп могут содержать от 3,5 до 25 % Nа, а сплавы Li—Sn — от 1,2 до 10 % Li. Сплав помещают в сетчатые пакеты специального стабилизатора масла, включаемого через байпас на выходе масла из картера дизеля. В нижней части стабилизатора устанавливается фильтр (пакет из гигро­скопического материала, пропитанного раствором галлоида).

Имеется множество присадок различных типов. Они должны тщательно выбираться с учетом имеющегося базового масла при строгом соблюдении реко­мендованного процентного содержания компонентов в смеси присадок. Это влияет на свойства масел. Присадки должны растворяться в масле и при сгорании давать минимум золы лишь мягкой структуры.

Смазочное масло, смешанное с присадками, не должно образовывать ста­бильной эмульсии с водой. При топливе с содержанием серы более 1,2% по массе хорошо зарекомендовали себя мало- и среднещелочные однофазные масла (присадки растворены в масле) типа SАЕ40. При использовании дизельного топ­лива нельзя применять высокощелочное смазочное масло.