Судовые двигатели

Масляные системы в дизелях

Циркуляционная масляная система современной судовой дизельной установки может быть с сухим или с «мок­рым» картером. Система с сухим картером обеспечивает надежный подвод масла к подшипникам коленча­того вала, РВ и кривошипно-шатунного механизма. Масляную систему с «мокрым» картером (рис. 6.4), как правило, используют в ди­зелях с мощностью до 700 кВт.

Схема масляной системы с "мокрым" картером

Для нее требуется поддон увели­ченного объема, что затрудняет установку дизеля на судах с не­большой осадкой. В такой системе могут возникать перебои в смазке вследствие сильного пенообразования в картере и засасывания пены масляным насосом в систе­му, а также ускоряется старе­ние масла и сокращается срок его службы. Смазку разбрызгива­нием и смешанные системы приме­няют только в дизелях сравни­тельно малой мощности с малой нагрузкой на подшипники.

Масляная система современ­ных малооборотным дизелем, как правило, имеет три независимых контура смазки (рис. 6.5): для подшипников коленча­того вала, шатуна, крейцкопфа, механизма привода газораспределения и топливных насосов; для зеркала цилиндров, поршней и поршневых колец; для подшипников ТК.

Циркуляционная система характеризуется следующими пока­зателями: кратностью циркуляции масла z = Q/V = 5 ? 10 1/ч, удельным маслопотоком q = Q/Ne [при охлаждении поршней маслом составляет 25—45 дм3/(кВт·ч), при охлаждении водой 10—18 дм3/ч(кВт·ч) ]; удельной емкостью qv =V/Ne (при охлаж­дении поршней маслом равна 5,5—8 дм3/кВт, при охлаждении водой 2—3 дм3/кВт). Оптимальная кратность циркуляции, обес­печивающая максимальную долговечность масла, составляет при водяном охлаждении поршней не более 10 1/ч, при охлаждении поршней маслом от общей циркуляционной системы 5—7 1/ч. Уменьшение кратности циркуляции в два раза увеличивает срок старения масла в три-четыре раза.

Коленчатые валы малооборотным дизелем обычно не имеют сверлений для под­вода масла. Смазка к рамовым подшипникам подается из масля­ного трубопровода, проходящего внутри рамы дизеля, а к мотылевым подшипникам — от головных через сверление в шатуне.

Подшипники шатунов и крейцкопфов могут смазываться из мас­ляной магистрали, предназначенной для подвода охлаждающего масла к поршням и проходящей через крейцкопф (дизели фирмы «Бурмейстер и Вайи»).

Циркуляционная масляная система главного двигателя включает два главных циркуляционных насоса, один-два маслоохладителя, фильтры грубой очистки, магнитные фильтры, один-два сепаратора масла с паровыми подогревателями и одну-две циркуляционные цистер­ны. Если необходимая поверхность охлаждения не превышает 250 м2, то обычно устанавливается один маслоохладитель, при большей поверхности охлаждения—два. Их суммарная поверх­ность должна определяться из условия поглощения соответствую­щей части тепловыделения в главного двигателя при 110 %-ной нагрузке в тро­пиках при температуре забортной воды tз. в = 32 °С.

На судах с главного двигателя мощностью до 9—11 тыс. кВт с поршнями, охлаждаемыми маслом, и на дизелях любой мощности с поршнями, охлаждаемыми водой, обычно устанавливают один самоочищаю­щийся сепаратор, причем резервирование его осуществляется сепаратором легкого топлива. Основной тип главного масляного

циркуляционного насоса — трех­винтовой с циклоидальным за­цеплением. Для вспомогательного дизеля в основном применяют шестеренные насосы (рис. 6.6).

Шестернный реверсивный масляный насос

Как правило, масляные насосы оборудуют перепускными кла­панами. В других случаях уста­новка такого клапана предусмат­ривается на нагнетательном тру­бопроводе. Клапан должен иметь устройство для регулирования давления перепуска. При нормаль­ной работе насосов разрежение на всасывании колеблется в пре­делах 20,0—25,0 кПа. При холод­ном масле оно может достигать 30,0—40,0 кПа.