Циркуляционная масляная система современной судовой дизельной установки может быть с сухим или с «мокрым» картером.
Система с сухим картером обеспечивает надежный подвод масла к подшипникам коленчатого вала, РВ и кривошипно-шатунного механизма. Масляную систему с «мокрым» картером (рис. 6.4), как правило, используют в дизелях с мощностью до 700 кВт.

Для нее требуется поддон увеличенного объема, что затрудняет установку дизеля на судах с небольшой осадкой. В такой системе могут возникать перебои в смазке вследствие сильного пенообразования в картере и засасывания пены масляным насосом в систему, а также ускоряется старение масла и сокращается срок его службы. Смазку разбрызгиванием и смешанные системы применяют только в дизелях сравнительно малой мощности с малой нагрузкой на подшипники.
Масляная система современных малооборотным дизелем, как правило, имеет три независимых контура смазки (рис. 6.5): для подшипников коленчатого вала, шатуна, крейцкопфа, механизма привода газораспределения и топливных насосов; для зеркала цилиндров, поршней и поршневых колец; для подшипников ТК.

Циркуляционная система характеризуется следующими показателями: кратностью циркуляции масла z = Q/V = 5 ? 10 1/ч, удельным маслопотоком q = Q/Ne [при охлаждении поршней маслом составляет 25—45 дм3/(кВт·ч), при охлаждении водой 10—18 дм3/ч(кВт·ч) ]; удельной емкостью qv =V/Ne (при охлаждении поршней маслом равна 5,5—8 дм3/кВт, при охлаждении водой 2—3 дм3/кВт). Оптимальная кратность циркуляции, обеспечивающая максимальную долговечность масла, составляет при водяном охлаждении поршней не более 10 1/ч, при охлаждении поршней маслом от общей циркуляционной системы 5—7 1/ч. Уменьшение кратности циркуляции в два раза увеличивает срок старения масла в три-четыре раза.
Коленчатые валы малооборотным дизелем обычно не имеют сверлений для подвода масла. Смазка к рамовым подшипникам подается из масляного трубопровода, проходящего внутри рамы дизеля, а к мотылевым подшипникам — от головных через сверление в шатуне.
Подшипники шатунов и крейцкопфов могут смазываться из масляной магистрали, предназначенной для подвода охлаждающего масла к поршням и проходящей через крейцкопф (дизели фирмы «Бурмейстер и Вайи»).
Циркуляционная масляная система главного двигателя включает два главных циркуляционных насоса, один-два маслоохладителя, фильтры грубой очистки, магнитные фильтры, один-два сепаратора масла с паровыми подогревателями и одну-две циркуляционные цистерны. Если необходимая поверхность охлаждения не превышает 250 м2, то обычно устанавливается один маслоохладитель, при большей поверхности охлаждения—два. Их суммарная поверхность должна определяться из условия поглощения соответствующей части тепловыделения в главного двигателя при 110 %-ной нагрузке в тропиках при температуре забортной воды tз. в = 32 °С.
На судах с главного двигателя мощностью до 9—11 тыс. кВт с поршнями, охлаждаемыми маслом, и на дизелях любой мощности с поршнями, охлаждаемыми водой, обычно устанавливают один самоочищающийся сепаратор, причем резервирование его осуществляется сепаратором легкого топлива. Основной тип главного масляного
циркуляционного насоса — трехвинтовой с циклоидальным зацеплением. Для вспомогательного дизеля в основном применяют шестеренные насосы (рис. 6.6).

Как правило, масляные насосы оборудуют перепускными клапанами. В других случаях установка такого клапана предусматривается на нагнетательном трубопроводе. Клапан должен иметь устройство для регулирования давления перепуска. При нормальной работе насосов разрежение на всасывании колеблется в пределах 20,0—25,0 кПа. При холодном масле оно может достигать 30,0—40,0 кПа.
|