Система цилиндровой смазки предназначена для смазки цилиндров и поршней.
Масло подается дозирующими смазывающими насосами — лубрикаторами, размещаемыми на дизеле. Фирмы используют различные варианты подвода масла на зеркало цилиндра (рис. 6.7).
Масло поступает к точкам смазки на зеркале втулки через особые штуцеры, ввернутые непосредственно в тело втулки (от 4 до 16, в зависимости от диаметра).
Для предотвращения попадания воздуха или газов в маслопровод штуцеры снабжены невозвратными шариковыми клапанами (рис. 6.8).
Схема работы маслоподающего блока лубрикатора типа TGL дизелей MAN показана на рис. 6.9.
На каждую точку смазки имеется свой маслоподающий блок, чем достигается независимое регулирование подачи по точкам. На некоторых дизелях установлены лубрикаторы несколько измененной конструкции, но принцип их работы остался прежним. Лубрикатор приводится в действие с помощью рычага храпового механизма. Угол размаха приводного рычага находится в пределах 10—60° и изменяется путем уменьшения или увеличения рабочей длины рычага. Поршень 13 всасывает масло по каналу а и нагнетает его по каналу b к каплеспускателю, из которого масло попадает в каплесобиратель с. Силовой поршень 10 всасывает масло из каплесобирателя и нагнетает его к поршню управления 9, затем через соединительный ниппель к штуцерам в цилиндровой втулке. Регулирующий поршень 14 своим положением определяет установленный объем камеры всасывания поршня 13. Изменение объема камеры всасывания приводит к изменению производительности данной секции лубрикатора, что достигается вращением регулировочного винта, вызывающего перемещение ограничительного хомутика. Вращение винта по часовой стрелке приводит к увеличению объема камеры всасывания и производительности данной секции лубрикатора, обратное вращение — к уменьшению.
Лубрикаторы фирмы «Фиат» (рис. 6.10) имеют гидравлический привод.
На главных среднеоборотного дизеля фирмы «Зульцер» 16ZV 40/48 лубрикаторные насосы приводятся от главного двигателя и устанавливаются на его свободном конце с левой стороны (рис. 6.11).
Имеются системы цилиндровой смазки с автоматическим регулированием расхода пневматическими реле (прессостатами), которые обеспечивают различную настройку в соответствии с разными режимами работы дизеля.
Эксплуатация лубрикатора заключается в регулировании количества подаваемого масла в цилиндр, ежевахтенном добавлении в него масла из расходной цистерны и наблюдении за его работой по масляным каплеуказателям. Контроль часового и удельного расходов цилиндрового масла и его распределения по точкам смазки должен производиться не реже одного раза в месяц. Увеличенный удельный расход цилиндрового масла на частичных режимах работы дизеля приводит к забросу масла в газовыпускной тракт, нагарообразованию, ухудшению работы и состояния дизеля, преждевременным моточисткам и увеличению их продолжительности.
Фирма MAN на дизелях K8Z 70/120Е применила корректировку расхода масла в зависимости от положения ТР, осуществив ее связь с валиком привода лубрикатора. Оптимальный расход цилиндровых масел составляет около 0,8—1 см3/ч на смазку выпускного клапана при номинальной нагрузке дизеля (п = 120 об/мин у дизелей ряда ДКРН 74/160-3 и п = 140 об/мин у дизелей ряда ДКРН 62/140-3).
|