Судовые двигатели

Главная Судовые дизельные установки Масляная система судовых дизелей Требования предъявляемые к маслам судовой дизельной установки
Требования предъявляемые к маслам судовой дизельной установки

Масла предназначены для сокращения затрат энергии на тре­ние и уменьшения скорости изнашивания трущихся деталей, а также их охлаждения (в дизелях до 8—12 % теплоты топлива отводится циркуляционным маслом). Масла делятся на антифрик­ционные, консервационные, гидравлические, уплотнительные, электроизоляционные, моющие.

Функцией цилиндрового масла является обеспечение жидкостного трения пары цилиндровая втулка—поршень. Ци­линдровое масло должно обладать вязкостью и текучестью в усло­виях повышенной температуры, высокого давления и в присут­ствии воды, воздуха и продуктов сгорания. Необходимая теку­честь цилиндрового масла обеспечивает его равномерное распределение по поверх­ности трения.

Температура в районе верхней поршневой канавки современ­ного дизеля обычно составляет не более 180 °С, температура верх­ней части зеркала цилиндра — не более 170 °С. При высокотем­пературном охлаждении (температура воды на выходе до 130 °С) эти нормы повышаются до 200—210 °С и 180—190 °С соответ­ственно. В таких условиях масляная пленка не должна утратить ни одного из своих функциональных свойств: уплотняющего, антифрикционного, антикоррозионного. Первые два достигаются оптимальной вязкостью, а третье — соответствующей щелочностью масла. Поверхности трения и охлаждения (при использовании масла как хладагента) должны быть чистыми — это обеспечивается детергентным (моющим) свойством масла. Масло не должно терять своих свойств в рабочих условиях, т. е. обладать высокой вре­менной и термической стабильностью.

Функции циркуляционного масла заключаются в смазке и охлаждении подшипников, зубчатых колес и цепей привода. Масло должно поддерживать во взвешенном состоянии продукты окисления, сгорания и остальные твердые загрязняющие веще­ства, чтобы предотвратить образование отложений на стенках картера и других деталях дизеля. Оно должно хорошо очищаться от этих загрязнений в фильтрах, сепараторах и центрифугах. Масло должно обладать стойкостью к старению. Это увеличивает его срок службы и снижает расход.

Базовое масло (без присадок), получаемое непосредственно при перегонке нефти и подвергаемое соответствующей очистке и обработке, имеет следующие достоинства: высокие теплостой­кость (чистота поршней и втулок) и стойкость к окислению (боль­шой срок службы масла), малую летучесть (низкий расход масла).

Рассмотрим предельные показатели анализа базового масла (среднещелочного):

При добавке химических присадок масло приобретает допол­нительные свойства: щелочные для нейтрализации кислот, мою­щие (детергирующие и диспергирующие) для обеспечения чистоты дизеля, противоизносные, противовспенивающие, а также стой­кость к окислению для обеспечения повышенного срока службы, защиту от коррозии в присутствии воды; отделение воды в отстой­никах и сепараторах.

Моющая способность масла должна быть настолько высокой, чтобы возникающие при сгорании тяжелого топлива коксо- и асфальтообразующие остатки не оседали на частях ЦПГ. Диспер­гирующая способность должна быть такой, чтобы унесенный маслом нагар (частицы размером выше 30 мкм) мог быть вы­делен из отработавшего масла обычными сепараторами и филь­трами тонкой очистки.