Судовые двигатели

Самоочищающиеся фильтры очистки масел

Самоочищающиеся фильтры фирм «Вокес», «Реллумикс», «Болл и Кирх». Эти фильтры (табл. 6.23) имеют фильтрующие элементы объемного, пластинчато-щелевого и сетчатого типов, устройства для регенерации, распределительный механизм, ци­линдрический гидропреобразователь, воздушный аккумулятор.

Они имеют различные способы регенерации элементов (рис. 6.25).

Принципиальные схемы регенерации фильтрующих элементов фирм

Фильтры фирм «Болл и Кирх» и «Реллумикс» плохо очищают масло от тонкодисперсных нерастворимых продуктов, в связи с чем фильтры рекомендуется применять в сочетании с сепара­тором. В целом наиболее перспективны фильтры фирмы «Болл и Кирх». Самоочищающиеся автоматические фильтры грубой очистки фирмы «Болл и Кирх» (ФРГ) (табл. 6.24) установлены почти на всех дизелях «Зульцер», «Бурмейстер и Вайн» и «Пилстик».

Особенность фильтра 174-21 — использование рабочей жидко­сти (топлива или масла), подлежащей фильтрованию, для очистки фильтровальной перегородки. В связи с этим фильтры могут работать только в системах с давлением не ниже 0,2 МПа. При автоматической очистке элементов этих фильтров процесс фильт­рования не прерывается.

Самоочищающийся фильтр 174-Рn имеет шесть фильтроваль­ных камер. Перепад давлений при фильтровании нефтепродуктов через незагрязненную сетку фильтра составляет 0,015—0,025 МПа. Автоматическая очистка фильтрующих элементов эффективна и не требует ручной мойки в течение более 1000 ч эксплуатации.

Система управления очисткой фильтров, типа 174-21 —элек­трическая с пневматической силовой частью. Давление сжатого воздуха 0,4 МПа. В цепях управления используется постоянный ток напряжением 24 В. Система состоит из датчика перепада давлений, электромагнитного реле, двух реле давления, двух кнопок и электромагнитного клапана. При увеличении перепада давлений до 0,08 МПа датчик перепада замыкает контакты, про­исходит очистка фильтрующего элемента при открытом клапане слива.

При проектировании более мощных фильтровальных установок фирма «Болл и Кирх» наряду с электрической схемой управления применила чисто пневматическую. В этом случае давление сило­вого и управляющего воздуха одинаково и увеличено до 0,6 МПа. Система управления очисткой фильтров 174-30V надежна в эксплуатации и получила самое широкое распространение при авто­матизации процесса маслоочистки и топливоподготовки на судах (рис. 6.26).

Автоматический фильтр обратной промывки типа 174-30V с системой управления

В новейших зарубежных самоочищающихся фильтрах наблюдается снижение числа или исключение дублирующих очистителей за счет перевода автоматических фильтров на работу по программе с дробным резервированием, т. е. резервированием не всего агрегата, а лишь некоторых его фильтровальных камер.

Надежной конструкцией фильтровальной установки является очиститель с золотниковым распределением цилиндрического типа, электрическим приводом поворотного устройства, дробле­нием фильтровальной перегородки на малые элементы в форме свечей с высокими значениями удельной рабочей поверхности, коэффициента живого сечения и жесткости опорного каркаса. Потери нефтепродукта при автоматической промывке фильтра 174-30V составляют от 1 до 20 дм3 на каждую продувку (в других фильтрах на единицу пропускной способности при самоочистке расходуется в 1,8—4,6 раза больше).

Очистка фильтрующих патронов обеспечивается составом «Ве­ком В-85», который удаляет практически все загрязнения с си­товых фильтровальных тканей, а именно: кокс, жиры, краски, деготь, смолу и др. Его можно без опасений использовать для всех металлов. «Веком В-85» не огнеопасен. Удаление масляных осадков происходит за 0,5—1 ч, слоев краски и дегтя — за 1—2 ч, отложений кокса за 6—12 ч. При попадании «Веком В-85» на кожу его необходимо немедленно смыть водой или разбавленным спир­том.

Совершенствование средств очистки масел привело к следую­щему:

— созданию фильтроэлементов типа «Нарва-6» и фильтроэлементов новых типов, картона КФМ и бумаги БМ70 (аналога бумаги ДРКБ);

— разработке фильтры грубой очистки масла из синтетических фильтроматерналов;

—  внедрению комбинированной системы очистки масла;

— применению в фильтры грубой очистки специальных иглопробивных материалов из синтетических волокон (табл. 6.25), способных по своим филь­тровальным, гидравлическим и механическим свойствам заменить дорогую латунную сетку, которые представляют собой специаль­ные чехлы, надеваемые на каркас из опорных дисков; в качестве каркаса используются наборы дисковых фильтроэлементов.

Характеристики новых фильтроматериалов для фильтров тон кой очистки масла приведены ниже:

Комбинированная очистка масла заключается в следующем: в начальный период работы фильтры грубой очистки и фильтры грубой очистки масла включены в систему последовательно (при этом в качестве фильтры грубой очистки используется ИРФ, а в качестве фильтры грубой очистки — фильтроэлементы шторного типа из волок­нистых материалов). По мере загрязнения фильтров (по росту перепада давлений на них) гидравлическое устройство автомати­чески переводит их с последовательного включения на парал­лельное, при этом через каждый фильтр пройдет не весь поток масла, а его часть. В результате перепад давления на фильтре снизится и в дальнейшем будет нарастать менее интенсивно. Комбинированная система очистки масла позволит повысить срок службы фильтров тонкой очистки масла на 30—40 % без ухудшения качества очистки масла.