Судовые двигатели

Главная Судовые дизельные установки Масляная система судовых дизелей Кожухотрубные охладители в масляной системе
Кожухотрубные охладители в масляной системе

Кожухотрубные водомасляные и водо-водяные охладители изготовляются следующих типов: А — с охлаждающим элементом из круглых гладких труб; Б — с охлаждающим элементом из круглых труб, оребренных поперечно-винтовой накаткой, лентой, кольцевыми ребрами или об­щими пластинами (используются только как водомасляные); В — с охлаждающим элементом из плоских труб, имеющих турбулизирующие вставки или профильные выштамповки, при те­чении масла внутри трубы. В охладителях типов А и Б охла­ждающая вода циркулирует внутри труб, а в охладителях В — в межтрубном пространстве.

Характеристики кожухотрубных охладителей масла и воды для судовых дизелей приведены в табл. 6.26, 6.27.

Предельно допускаемые скорости морской воды для труб из цветных металлов и сплавов следующие: из мельхиора марки МНЖМц30-1-1 —не более 3 м/с, МНЖ5-1—не более 2 м/с; из латуни марки ЛО70-1 — не более 1,2 м/с, меди марки МЗС — не более 0,9 м/с. Средняя скорость охлаждающей воды должна быть не менее 0,5 м/с. Наружный диаметр труб: гладких 6—16 мм, оребренных 15—30 мм с шагом оребрения 1,5—3 мм и высотой оребрения 2—10 мм. Охладители подвергают периодическим ги­дравлическим испытаниям.

Переборки внутри охладителя, поддерживаемые трубками, увеличивают жесткость и прочность конструкции. Достоинство охладителей с прямыми трубками — возможность легкой очистки от загрязнений механическим путем с последующей продувкой и промывкой трубок. Однако наличие «плавающей» доски (для компенсации линейного удлинения трубок при нагревании) за­трудняет эксплуатацию охладителей. В последнее время на неко­торых охладителях вместо сальникового уплотнения ставят диафрагму или плавающую внутреннюю крышку. Известна также конструкция с n-образными трубками, которая отличается надежностью и герметичностью. Трубки могут деформироваться совершенно свободно, но высокая начальная стоимость и труд­ность очистки ограничивают их применение.

Во время эксплуатации постепенно у всех маслоохладителей полость со стороны масла загрязняется смолистыми продуктами разложения. Для их очистки в основном используют химические способы (поверхностно-активные моющие препараты). Во избе­жание попадания забортной воды в масло или пресную воду давление охлаждаемой жидкости поддерживают более высоким, чем давление охлаждающей забортной воды. На выходе заборт­ной воды из охладителя иногда устанавливают специальный маслоуказатель (для сигнализации пропуска масла).

Характеристики отечественных кожухотрубных водомасля­ных охладителей унифицированной конструкции, предназначен­ных для работы при давлении рабочих сред до 980 кПа и темпе­ратуре до 115°С, приведены в табл. 6.27. Кожухотрубные охла­дители отличаются высокой надежностью, простотой изготовле­ния, эксплуатации и ремонта.