Характеристики цилиндровых масел фирмы «Эссо Марин» приведены в табл. 6.5.
Фирма «Эссо» рекомендует применять циркуляционные масла с повышенными показателями дисперсности и повышенным щелочным числом (табл. 6.6) для среднеоборотного дизеля (НD масла для тяжелых условий работы);
универсальные масла, обеспечивающие безопасную работу при любых климатических условиях (табл. 6.7)
— для аварийных дизель-генераторов, воздушных компрессоров, работающих на дизельном топливе, дизелей на спасательных шлюпках и др.; турбинные масла (табл. 6.8)
—для турбин ТК судовых дизелей, УТГ и механизмов зубчатых передач.
Масла «Эссо Марин» применяются для различных типов воздушных компрессоров; для поршневых — с давлением воздуха ниже 1 МПа — масло марки «Тро-Мар НD30/SD30, давлением выше 1 МПГа — «Тро-Мар 30/АS30», «Тро-Мар Т77/Т100», NUTO Н100, «Эссолюбе-ХD330; для ротационных — NUTOH32, АТF (табл. 6.9), «Эссолюбе ХD330», работающих на горячем воздухе.
Для дейдвудной трубы используется масло «Стер-Мар-220» вязкостью 231 мм2/с при 40 °С, плотностью 0,889 г/мл при 15 °С, температура текучести — 9 °С, температура вспышки 220 °С.
Многоцелевая консистентная смазка фирмы «Эссо» BEACON ЕР2 обладает широким температурным пределом (от —30 до +125 °С), химической стабильностью, сопротивляемостью коррозии. Защита от коррозии деталей и хорошая прокачиваемость обеспечивают надежную смазку при больших нагрузках на подшипники (применима для всех подшипников скольжения, роликовых подшипников, электродвигателей, насосов, компрессоров, вентиляторов и палубного оборудования: якорных лебедок, дейдвудных труб, стабилизаторов и др.).
Для смазки открытых зубчатых передач и канатов фирма «Эссо» применяет масло адгезийного типа «Сьюретт Флюид 4К», которое выдерживает значительное давление и обеспечивает защиту от коррозии. Вязкость масла 100 мм2/с при 100 °С.
Фирма «Ренк» рекомендует в своих редукторах, муфтах и среднеоборотного дизеля использовать масла типов CLP, HLP по стандарту DIN51502 и моторные масла типа НД вязкости SAE30 по стандарту DIN51511 (для тяжелых рабочих условий).
Показатели масел фирмы «Шелл» представлены в табл. 6.10— 6.13.
Цилиндровое масло «Шелл Алексиа» обладает кислотонейтрализующими свойствами, снижает коррозионный износ цилиндров и поршневых колец. Оно предназначено для малооборотным дизелем, работающих на мазутах. «Шелл Алексиа D» используют для смазки цилиндров малооборотным дизелем, работающих на топливе с низким содержанием серы (заменяет масла «Шелл Ротелла 50» и «Шелл Талона 50»). Масло «Шелл Алексиа X» имеет ОЩЧ-100 и предназначено для дизелей, работающих на топливе с содержанием серы около 4 %. Использование масла с ОЩЧ-100 при расходе gм = 1 г/(кВт·ч) заметно сокращает износ поршневых колец. ОЩЧ отработавшего масла (в стоксах) составляет в среднем около 20 мг КОН/г.
«Шелл Мелина» (циркуляционное масло для малооборотным дизелем) — высокощелочные масла с присадками (около 7 %), высокоустойчивы против окисления, стойки к образованию отложений и осадков, хорошо защищают от износа и коррозии. Их можно применять в вспомогательного дизеля, воздушных компрессорах, ТК и вспомогательном оборудовании, для которого требуется масло вязкостью 20, 30 или 40 по SAE. «Шелл Мелина» — многосортное масло 10W/30 (циркуляционное) создано для дизелей спасательных лодок, где масло подвержено значительной смене температуры окружающей среды.
«Шёлл Гадиниа» — циркуляционное масло для мощных среднеоборотного дизеля, работающих на дистиллятных топливах.
«Шелл Римула» предназначено для тяжелых условий эксплуатации и используется в качестве циркуляционных и цилиндровых масел при работе дизелей на топливах с повышенным содержанием серы.
«Шелл Арджина» — многоцелевое масло с присадками для смазки цилиндров и кривошипно-шатунного механизма среднеоборотного дизеля, работающих как на дистиллятном, так и на мазутном топливе.
«Шелл Тал па» — очищенное минеральное масло без присадок, обладающее высокой устойчивостью к окислению, естественными моющими свойствами, незначительной склонностью к нагарообразованию. Применяется для дизелей и воздушных компрессоров, в которых могут употребляться минеральные масла.
«Шелл Турбо» — очищенное масло, имеющее высокую устойчивость к окислению и содержащее антиокислительную и антикоррозионную присадки, предназначено для подшипников паровых, газовых и гидротурбин.
«Шелл Теллус» содержит антиокислительную, антикоррозионную, противоизносную и антипенную присадки, применяется для гидравлических систем управления и энергопередач всех типов. «Шелл Теллус Т» используется в гидравлическом палубном машинном оборудовании.
«Шелл Макома Р» применяется в высоконагруженных зубчатых передачах; оно содержит специальные присадки, способствующие успешной работе при высоких удельных нагрузках.
«Шелл Наутилус» — легко эмульгирующееся масло с различной вязкостью, имеет специальный состав, применяется для дейдвудных труб.
«Шелл Кардиум» — высоковязкая смазка, используемая в открытых зубчатых передачах и как адгезионная (например, для стальных канатов).
«Шелл» — для обкатки дизелей — масло вязкостью, соответствующей SАЕ50, способствует быстрой приработке цилиндров и поршневых колец малооборотным дизелем, применяется при замене цилиндра и поршневых колец или при комбинации старой втулки с новыми поршневыми кольцами, а также в новых дизелях (временно).
Консистентные смазки «Шелл Алвани Р» изготовлены на литиевой основе, содержат антиокислительную и антикоррозионную присадки, рекомендуются для роликовых подшипников и подшипников скольжения, работающих в тяжелых условиях и при повышенных температурах, а также в присутствии влаги (сорта R1, R2, R3, RА, RS).
«Шелл Барбатиа» — графитированная консистентная смазка для сильноизношенных, труднодоступных или соприкасающихся с водой подшипников скольжения, используется под водой и для сальников насосов (Нельзя использовать в подшипниках качения).
Масла фирмы «Мобил» представлены в табл. 6.14.
|