Топливоподающая аппаратура является важнейшим элементом в структуре двигателя, обеспечивающим подачу топлива в цилиндры двигателя в определенном количестве, в заданные моменты времени и определенного качества.
Естественно, что этот весьма сложный процесс требует определенного времени и поэтому протекает с некоторым запаздыванием по сравнению с управляющим воздействием со стороны входной координаты — перемещения рейки топливного насоса.
Ранее полученное уравнение (107) не учитывает динамических процессов и основывается лишь на статических характеристиках (см. рис. 43). Учет динамических свойств топливо подающей аппаратуры можно осуществить при помощи ее амплитудно-фазовой частотной характеристики.
Для ее получения необходимо задать гармонические колебания одной из входных координат топливоподающей аппаратуры (см. рис. 44), например перемещению рейки топливного насоса с амплитудой ?А (кривая 1 на рис. 212, а), так, чтобы
? = ?A cos ?t,
и сопоставить их с гармоническими колебаниями выходной координаты топливоподающей аппаратуры — изменениями цикловой подачи топлива
gц = gца cos [?t +?A(?)],
где ? — частота колебаний; уА (?) — сдвиг фазы; gцА— амплитудное значение цикловой подачи. Для получения амплитудно-фазовой частотной характеристики достаточно для ряда частот ? (от 0 до +?) замерить сдвиг фаз ?А (?) и отношение амплитуд
где gц0 и h0 — цикловая подача топлива и положение рейки топливного насоса на выбранном равновесном режиме. Знание значений AA (?) и ?А (?) дает возможность построить соответствующую точку амплитудной, фазовой и амплитудно-фазовой частотных характеристик. Трудность заключается в том, что в настоящее время нет достаточно надежных способов замера отдельных цикловых подач топлива при неустановившихся режимах работы (в течение переходного процесса). Чтобы избежать этой трудности, можно воспользоваться гидродинамической теорией впрыска, которая основывается на интегрировании волнового
уравнений. Здесь ? — скорость течения топлива в выбранном сечении топливоподающей аппаратуры (трубопровода высокого давления); а — скорость звука; k — фактор гидравлического сопротивления (фактор торможения); z — координата выбранного сечения и t — время.
Оба эти уравнения учитывают волновой характер процесса передачи давления от насоса к форсунке, сжимаемость топлива, а телеграфное уравнение, кроме того, учитывает силы гидравлического трения, влияющие на формирование волн давления и скорости при движении от насоса к форсунке и обратно (отраженные волны).
В результате интегрирования этих уравнений можно получить характеристики процесса впрыска, т. е. зависимости давления топлива р и положения х иглы форсунки при впрыске от времени t или угла поворота кулачкового валика
p = f(t) и x = f(t).
Количество топлива, проходящего в каждый выбранный момент времени через сопловые отверстия форсунки, можно определить по формуле
где µf — эффективное проходное сечение у иглы форсунки; р — давление топлива в форсунке; рц — давление газов в цилиндре двигателя; ?т — плотность топлива. По этой формуле можно подсчитать цикловую подачу топлива
где t1— начало и t2 — конец впрыска топлива.
Знание зависимостей µf= f (x), x = f(t) и р — рц = f (t), получаемых в результате расчета процесса впрыска, дает возможность определить расчетным путем цикловую подачу топлива при различных частотах колебаний рейки топливного насоса. Сопоставление гармонических колебаний входной и выходной координат показало, что по мере роста частоты колебаний рейки изменения цикловой подачи топлива все больше отстают от перемещений рейки топливного насоса (увеличивается сдвиг фазы), а отношение амплитуд вначале увеличивается, а затем по мере роста частоты колебаний уменьшается.
Форма построенной таким образом амплитудно-фазовой частотной характеристики топливоподающей аппаратуры оказалась весьма близкой к частотным характеристикам, изображенным на рис. 221. В связи с этим можно сделать вывод о том, что динамические свойства топливоподающей аппаратуры могут быть описаны линейным дифференциальным уравнением второго порядка вида [17]
Путем подстановки выражения (540) можно получить математические выражения частотных характеристик топливоподающей аппаратуры:
амплитудно-фазовой
Полученные формулы частотных характеристик топливоподающей аппаратуры дают возможность определить числовые значения коэффициентов дифференциального уравнения (581), если амплитудно-фазовая частотная характеристика предварительно построена описанным выше методом. Действительно, в соответствии с формулой вещественной частотной характеристики при ? = 0
где ?0 — частота колебаний при xA? (?) = 0 (см. рис. 221).
Числовое значение ? 0 определяется по амплитудно-фазовой частотной характеристике. Подставляя ? 0 в формулу ?A? (?), найдем
После определения числовых значений коэффициентов дифференциального уравнения (581) топливоподающей аппаратуры следует проверить его точность путем построения амплитудной и фазовой частотных характеристик и сопоставления их с соответствующими частотными характеристиками, полученными расчетным путем при помощи гидродинамической теории впрыска.
В операторной форме уравнение (581) имеет вид
здесь YA? (p) — передаточная функция по перемещению рейки топливного насоса; YA? (p) — передаточная функция топливоподающей аппаратуры по изменению угловой скорости.
Структурная схема топливоподающей аппаратуры показана на рис. 44. С помощью дифференциальных уравнений (581) и (583) можно получить переходные процессы топливоподающей
аппаратуры в виде изменения по времени цикловой подачи топлива q = f(t). Эти уравнения можно использовать также вместо уравнения (107) при составлении дифференциального уравнения двигателя. С учетом динамических свойств топливоподающей аппаратуры дифференциальное уравнение, характеризующее динамические свойства двигателя в целом (при нерегулируемом турбокомпрессоре ?т = ?к = 0), получит вид
Совместное решение уравнений приводит к дифференциальному уравнению четвертого порядка
или в операторной форме записи к уравнению (116) с собственным оператором и операторами воздействия
В тех случаях, когда при расчете переходных процессов двигателя оказывается возможным пренебречь динамическими свойствами топливоподающей аппаратуры, в формулах коэффициентов достаточно принять условие TA22 = ТА1 = 0. Уравнение (584) в этом случае получит вид выражения (114) с коэффициентами (115).
Сопоставление переходных процессов, построенных при помощи уравнений (584) и (114), помогает выявить влияние динамических свойств топливоподающей аппаратуры на динамические свойства двигателя в целом (рис. 232).
|