Двигатели внутреннего сгорания и их автоматические регуляторы значительную часть эксплуатационного времени работают на неустановившихся режимах, характеризуемых изменением всех или некоторых их параметров во времени.
Уже отмечалось, что неустановившиеся режимы менее экономичны, могут приводить к условиям, при которых те или иные параметры превосходят допустимые значения и т. д. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы неустановившиеся режимы занимали как можно меньшую часть рабочего времени. Продолжительность работы двигателя или регулятора на неустановившихся режимах определяется их динамическими свойствами, т. е. способностью переходить с одного режима на другой или возвращаться к работе на заданном, но нарушенном установившемся режиме.
Следовательно, динамические свойства двигателя, регулятора или их элементов определяются переходным процессом. Чем меньше времени занимает переходный процесс, чем меньше отклонение параметров от заданных значений, тем выше динамические свойства элемента. Поэтому для оценки динамических свойств необходимо либо построить переходный процесс, либо определить значение некоторых вспомогательных параметров, характеризующих этот переходный процесс. Наиболее полное представление о динамических свойствах элемента дает анализ протекания переходных процессов, для построения которых необходимо знать дифференциальное уравнение элемента. Решение этого уравнения (общий интеграл) является математическим выражением переходного процесса.
Ранее были получены дифференциальные уравнения двигателей, автоматических регуляторов и всех их основных элементов. Например, дифференциальные уравнения собственно двигателя (34), (45) или в операторной форме записи (47)'и (48), турбокомпрессора (63) или (70), впускного коллектора (80) или (84), выпускного коллектора (93) или (99), двигателя внутреннего сгорания без наддува (130) или (123), серводвигателя с жесткой кинематической обратной связью (391) или (392) представляют собой линейные дифференциальные уравнения первого порядка, неоднородные, с постоянными коэффициентами. Для оценки динамических свойств всех названных элементов достаточно рассмотреть переходные процессы одного из них, например двигателя без наддува, дифференциальное уравнение которого имеет вид (130).
При построении переходных процессов удобно пользоваться принципом суперпозиции. Смысл его заключается в том, что переходный процесс ? = f (t), появляющийся вследствие одновременно воспринятого сложного возмущения ? – ?д?д, может быть получен в виде алгебраической суммы двух переходных процессов, появляющихся вследствие раздельного воздействия на двигатель возмущения ? или —?д?д. Поэтому вместо решения дифференциального уравнения (130) можно найти решения дифференциальных уравнений
Так как характер переходного процесса, описываемого уравнениями (496), определяется их левой частью, а правая часть дает лишь значение возмущения, то для оценки динамических свойств элемента нет необходимости находить общий интеграл уравнения (130), достаточно решить одно из уравнений (496), например первое, которое в операторной форме записи имеет вид
dд(p)? = ?. (497)
Если в дифференциальных уравнениях (496) принять условие kд = 0, то они будут иметь вид, аналогичный дифференциальным уравнениям (382) или (384) серводвигателя без обратной связи или (397) серводвигателя с жесткой силовой обратной связью. Поэтому для анализа динамических свойств таких элементов достаточно выбрать одно из уравнений, например (397):
Динамические свойства значительной части элементов характеризуются линейными, неоднородными дифференциальными уравнениями второго порядка. К числу таких элементов относятся автоматические регуляторы прямого действия [см. уравнения (270), (271), (322), (323), (341)] и чувствительные элементы автоматических регуляторов непрямого действия [см. уравнения (355), (361), (368), (374)]. Если воспользоваться принципом суперпозиции, то для анализа динамических свойств таких элементов достаточно выбрать уравнение (270) и записать его в виде
Динамические свойства ряда элементов характеризуются также линейными неоднородными уравнениями второго порядка, но с производными в правой части уравнения. К таким элементам относятся комбинированный двигатель с автономным газотурбинным наддувом [см. уравнения (114) или (116)], серводвигатель с комбинированной кинематической обратной связью [см. (429) или (405)], двухимпульсный автоматический регулятор по скорости и ускорению [см. (460) или (462)]. В связи с этим необходимо дополнительно рассмотреть дифференциальное уравнение, например (114), и в соответствии с принципом суперпозиции представить его в виде
Если в дифференциальном уравнении (499) принять условие kдн = 0, то могут быть получены дифференциальные уравнения, аналогичные дифференциальным уравнениям (404) или (405) серводвигателя с изодромной кинематической обратной связью. Поэтому для анализа динамических свойств такого элемента необходимо использовать дифференциальное уравнение вида
Переходные процессы элементов, динамические свойства которых характеризуются дифференциальными уравнениями более высоких порядков, следует рассчитывать и строить при помощи методов, применяемых для анализа работы систем автоматического регулирования.
|