В системе регулятора и топливного насоса действуют в основном сила сухого (кулонова) fс и гидравлического Fr трения. Сила fс не зависит от скорости относительного движения трущихся поверхностей.
Такие силы возникают при контактном соприкосновении трущихся поверхностей в случае разрыва масляной пленки.
Сила Fr возникает при достаточной смазке, обеспечивающей, сплошную масляную пленку между поверхностями трения.
Так как и восстанавливающая сила Е и поддерживающая сила A?p2 обычно приводятся к муфте, то и силы трения fст и Fr также приводятся к муфте.
Регуляторы современных двигателей внутреннего сгорания, как правило, работают в условиях хорошей смазки, поэтому в их механизме преобладают силы гидравлического трения. Появление сил сухого трения возможно только при разрыве масляной пленки. Однако и в этом случае следует иметь в виду, что в процессе работы муфта чувствительного элемента и связанные с ней детали совершают непрерывные колебания относительно положения равновесия, вызываемые несколькими причинами. К числу этих причин относятся периодическая неравномерность вращения, присущая поршневым (даже многоцилиндровым) двигателям; вибрация основания двигателя в процессе работы, а следовательно, и вибрация корпуса регулятора; колебания, вызываемые работой топливного насоса, и др. При наличии вибрации, и особенно вибрации высокой частоты, сухое трение изменяет свой характер и по свойствам приближается к гидравлическому трению.
Именно поэтому в настоящее время в большинстве работ, посвященных исследованию систем автоматического регулирования двигателей внутреннего сгорания, учитывают только силы гидравлического трения
где ? — фактор торможения, знание которого необходимо для оценки работы регулятора в динамике.
При определении фактора торможения достаточно исследовать переходные процессы изолированного от двигателя регулятора и топливного насоса. Так как в этом случае можно обеспечить постоянство скоростных режимов работы системы (? = 0) и неизменность настройки регулятора (?р = 0), переходные процессы описываются уравнением (504). Параметры системы должны быть подобраны так, чтобы переходные процессы были колебательными и описывались общим интегралом (517) при ?в = 0.
Значение фактора торможения Ф подсчитывают по соотношению произвольно выбранных амплитуд ?1 и ?2, между которыми укладывается т периодов, составляющих в сумме отрезок времени ?t (рис. 228).
В соответствии с общим интегралом (517) при ?в = 0
Порядок экспериментального определения фактора торможения сводится, таким образом, к следующему. Топливному насосу и регулятору задают желаемую постоянную частоту вращения, например, с помощью электродвигателя. После остановки муфты в равновесном положении ее отклоняют в ту или иную сторону, затем самопишущий прибор должен записать кривую колебаний (см. рис. 228). После выбора двух амплитуд ?1 и ?2 (или ?z1 и ?z2), находящихся одна от другой на расстоянии ?t, и подсчета т по формуле (579) определяют отношение ?/?, которое затем подставляют в формулу (580) для определения фактора торможения. Такие опыты и расчеты выполняют при нескольких скоростных режимах, охватывающих весь диапазон частот вращения, в котором работает регулятор. По полученным точкам можно построить кривые ? = f (n).
Силы сухого трения, возникающие при колебаниях муфты регулятора, несколько искажают экспоненциальный характер колебаний, поэтому экспериментально полученные отношения амплитуд ?z2/?z1 колебаний муфты не являются точно постоянными на всем диапазоне ее колебаний, а для определения фактора торможения необходимо записывать при одном и том же скоростном режиме несколько кривых затухания колебаний и брать не менее 10—15 отношений амплитуд с одинаковыми и различными т. После этого нужно подсчитать для данного режима среднее значение отношения (?z2/?z1)ср, которое затем следует использовать в формуле (579).
Изложенная методика определения фактора торможения требует иногда некоторого усложнения экспериментальной установки, что может оказаться необходимым при апериодических переходных процессах муфты чувствительного элемента или при слишком большой частоте колебаний, затрудняющей запись и замер амплитуд.
Формула (506) показывает, что апериодический переходный процесс имеет место в том случае, когда выполняется неравенство
Из этого неравенства следует, что для получения колебательного процесса время регулятора Тр и, следовательно, приведенная масса µ, должны быть увеличены.
Приведенную массу µ можно увеличить подсоединением к муфте 4 или поводку 3 (рис. 229, а) массивного маятника 1. Масса маятника µм приводится к муфте регулятора из условия
где Jм — момент инерции маятника относительно точки подвеса О; ?м — угловая скорость маятника; ?z — скорость движения муфты.
Скорости ?м и ?z с достаточной точностью можно связать соотношением (см. рис. 229, а)
где а – расстояние точки присоединения тяги 2 от точки подвеса О, поэтому
Если известна масса маятника и расстояние L от его центра тяжести до точки подвеса, то момент инерции Jм можно определить экспериментально по замеренному периоду Т его качания.
Так как
Подсоединение маятника не только увеличивает приведенную массу системы колебаний, но и существенно изменяет фактор устойчивости регулятора Fp, так как маятник имеет определенную жесткость См, обеспечивающую положительное самовыравнивание.
Для определения жесткости маятника См, приведенной к муфте регулятора, следует маятник отклонить на угол ? В этом случае приведение силы тяжести G к точке А можно осуществить из условия равенства моментов сил относительно точки подвеса
Дальнейшее приведение силы к муфте выполняют из условия равенства моментов сил, действующих на рычаг регулятора,
где и0 = l3/l1, причем отклонением тяги 2 от горизонтального положения пренебрегают.
Связь между линейным перемещением муфты регулятора и угловым перемещением маятника с достаточной точностью можно найти из условия равенства горизонтальных перемещений концов тяги 2:
На основании полученных соотношений приведенная жесткость маятника
Таким образом, суммарный фактор устойчивости системы (регулятора и маятника) получит вид
Фактор торможения системы определяют по формуле
Затем записывают кривую затухания колебаний маятника, отъединенного от регулятора, и по формуле
определяют фактор торможения маятника, приведенный к муфте чувствительного элемента. Фактор торможения насоса и регулятора определяется на каждом скоростном режиме в виде разности
? = ?c – ?м.
С помощью установки молено определить как фактор торможения системы насос—регулятор (рис. 230), так и фактор торможения ее элементов. На рис. 231 показаны зависимости приведенного к оси движения рейки фактора торможения золотниковых топливных насосов блочного типа от диаметра плунжеров (4,5—10 мм) при постоянных частотах вращения вала.
Если Fh, — сила гидравлического трения топливного насоса, приведенная к оси движения рейки, Fz — та же сила, но приведенная к оси движения муфты регулятора, то условием приведения является равенство
здесь ?н — фактор торможения насоса, приведенный к оси движения рейки (рис. 231); ?zн — фактор торможения насоса, приведенный к оси движения муфты.
Из полученного таким образом равенства найдем
Фактор торможения можно также определить при помощи частотных характеристик, получаемых экспериментальным путем, например, на установке, показанной на рис. 229, б.
В качестве гармонического возмущающего воздействия на регулятор удобнее выбирать изменение его настройки (?р = vаr) с помощью рычага управления при постоянной угловой скорости грузов (? = 0). Гармонические колебания рычага управления можно обеспечить электродвигателем 4 с определенной частотой вращения ротора.
При постоянной частоте вращения (? = 0) грузов регулятора, обеспечиваемой электродвигателем 4, дифференциальное уравнение регулятора (271) получит вид
Подставляя р = i?, найдем амплитудно-фазовую частотную характеристику
с помощью которой определяют частотные характеристики: амплитудную
Сопоставляя гармонические колебания входной координаты (рычага управления) и выходной координаты (муфты регулятора или рейки топливного насоса) при различных частотах колебаний (при различных частотах вращения ротора электродвигателя 4), можно определить амплитуду колебаний и сдвиг фазы, т. е. построить амплитудную и фазовую частотные характеристики. Одной из них и можно воспользоваться для определения числового значения Тк.
Например, если известно значение амплитудной частотной характеристики, то
Полученное соотношение сохраняется и в том случае, когда в качестве гармонического возмущения используются вынужденные колебания ? (?р = 0) [23]. Однако вынужденные колебания ?р (? = 0) предпочтительнее, так как значительно упрощает технику эксперимента.
|