Судовые двигатели

Главная Судовые дизельные установки Машинное помещение морских судов Зонально-функциональные блоки в машинном отделении
Зонально-функциональные блоки в машинном отделении

В машинных помещениях могут быть зонально-функциональные блоки, органически связанные с корпусными конструкциями судна, или функциональ­ные блоки, технические средства которых собираются на специальных рамах и независимы от корпусных конструкций. ЗФБ являются переходным этапом в раз­витии модульно-агрегатного метода проектирования и строительства судов, основой развития крупноблочного метода с широким применением модулей и агрегатов. Их применение позволяет решить проблему автоматизированного проектирования энергетических установок с заданными характеристиками и создать стандартные оп­тимальные машинном отделении для различных типов судов.

Фундаменты под ВМ и главного двигателя. Фундаменты под ВМ определяются формой фун­даментных рам конкретных ВМ и местом их установки. При работе ВМ местная вибрация корпусных конструкций устраняется установкой соответствующих амортизаторов. ВМ и теплообменные аппа­раты монтируются на общей фундамент­ной раме. Они устанавливаются на судо­вой фундамент на амортизаторах, клиньях и подкладках.

Базовой конструкцией при монтаже ВМ служит фундамент, на котором нано­сятся разметочные риски, представляю­щие плоскости, параллельные основным базирующим плоскостям судна: диаме­тральной, основной палубы и плоскости мидель-шпангоута. Эти риски исполь­зуют как ориентирующие элементы при установке фундаментов на судне. Сами же ВМ должны иметь продольные и попереч­ные осевые риски на раме, положение ко­торых соответствует геометрическим осям механизмов. При отсутствии осевых ри­сок монтажные расстояния измеряются от поперечных и продольных торцов фун­дамента. Для фундаментов механизмов, крепящихся в двух плоскостях, необхо­димо строго координировать опорные по­верхности одного фундамента относитель­но другого.

Положение механизмов на фундамен­те считается правильным, если выполне­ны следующие требования:

—    несовпадение осей механизма с осевыми линиями фундамента не пре­вышает ±5 мм;

—    отклонение осей вертикально расположенных механизмов от вертикали не превышает 1 мм на 1 м длины и 3 мм на 1 м высоты механизма;

—     расстояние механизма до оборудования, расположенного рядом, и кор­пусных конструкций составляет не менее 10 мм для механизмов, жестко закреп­ленных на фундаменте, и более 30 мм для механизмов, установленных на амор­тизаторах;

— обеспечена возможность наблюдения в процессе эксплуатации за уз­лами, подлежащими контролю, а также возможность демстнтажа механизма.

Несовпадение осей механизмов с осевыми линиями фундаментов следует уменьшать до 1 мм для механизмов, расположенных в насыщенных помещениях. Известны методы монтажа механизмов, при которых исключаются обработка фундаментов и пригонка компенсирующих звеньев. В этих случаях при монтаже используются пластмассы, например ФМВ и БКД, а также различные марки литьевых пластмасс. Однако следует отметить, что любой полимерный материал подвержен ползучести под нагрузкой, в связи с этим не может быть гарантировано стабильное усилие затяжки соединительных болтов.

Оптимальным методом монтажа механического оборудования, отличающимся небольшой трудоемкостью и высокой надежностью, является монтаж оборудования на металлических подкладках с компенсацией неточностей сопряжения подкладки с фундаментом и механизмом тонким слоем полимерного материала, обеспечивающим большую площадь контакта и практически не ощутимую подат­ливость его из-за незначительной толщины. При этом вместо трудоемкой опе­рации развертывания отверстий под призонные болты целесообразно использовать проходные болты с заполнением зазора между телом болта и стенкой отверстия полимерным материалом.

Эластичные шины фундамента

Установка на фундамент вспомогательных дизель-генератора должна производиться на один фундамент (дизель и генератор). Эластичные шины (рис. 2.17) устанавли­ваются в ненагруженном состоянии. Когда шины крепятся к фундаментной раме агрегата и фундаменту в составе корпуса судна, то дизель должен стоять на дру­гих опорах, т. е. шины не должны быть под нагрузкой. Только после полного закрепления шин болтами на них можно устанавливать дизель.