В машинных помещениях могут быть зонально-функциональные блоки, органически связанные с корпусными конструкциями судна, или функциональные блоки, технические средства которых собираются на специальных рамах и независимы от корпусных конструкций.
ЗФБ являются переходным этапом в развитии модульно-агрегатного метода проектирования и строительства судов, основой развития крупноблочного метода с широким применением модулей и агрегатов. Их применение позволяет решить проблему автоматизированного проектирования энергетических установок с заданными характеристиками и создать стандартные оптимальные машинном отделении для различных типов судов.
Фундаменты под ВМ и главного двигателя. Фундаменты под ВМ определяются формой фундаментных рам конкретных ВМ и местом их установки. При работе ВМ местная вибрация корпусных конструкций устраняется установкой соответствующих амортизаторов. ВМ и теплообменные аппараты монтируются на общей фундаментной раме. Они устанавливаются на судовой фундамент на амортизаторах, клиньях и подкладках.
Базовой конструкцией при монтаже ВМ служит фундамент, на котором наносятся разметочные риски, представляющие плоскости, параллельные основным базирующим плоскостям судна: диаметральной, основной палубы и плоскости мидель-шпангоута. Эти риски используют как ориентирующие элементы при установке фундаментов на судне. Сами же ВМ должны иметь продольные и поперечные осевые риски на раме, положение которых соответствует геометрическим осям механизмов. При отсутствии осевых рисок монтажные расстояния измеряются от поперечных и продольных торцов фундамента. Для фундаментов механизмов, крепящихся в двух плоскостях, необходимо строго координировать опорные поверхности одного фундамента относительно другого.
Положение механизмов на фундаменте считается правильным, если выполнены следующие требования:
— несовпадение осей механизма с осевыми линиями фундамента не превышает ±5 мм;
— отклонение осей вертикально расположенных механизмов от вертикали не превышает 1 мм на 1 м длины и 3 мм на 1 м высоты механизма;
— расстояние механизма до оборудования, расположенного рядом, и корпусных конструкций составляет не менее 10 мм для механизмов, жестко закрепленных на фундаменте, и более 30 мм для механизмов, установленных на амортизаторах;
— обеспечена возможность наблюдения в процессе эксплуатации за узлами, подлежащими контролю, а также возможность демстнтажа механизма.
Несовпадение осей механизмов с осевыми линиями фундаментов следует уменьшать до 1 мм для механизмов, расположенных в насыщенных помещениях. Известны методы монтажа механизмов, при которых исключаются обработка фундаментов и пригонка компенсирующих звеньев. В этих случаях при монтаже используются пластмассы, например ФМВ и БКД, а также различные марки литьевых пластмасс. Однако следует отметить, что любой полимерный материал подвержен ползучести под нагрузкой, в связи с этим не может быть гарантировано стабильное усилие затяжки соединительных болтов.
Оптимальным методом монтажа механического оборудования, отличающимся небольшой трудоемкостью и высокой надежностью, является монтаж оборудования на металлических подкладках с компенсацией неточностей сопряжения подкладки с фундаментом и механизмом тонким слоем полимерного материала, обеспечивающим большую площадь контакта и практически не ощутимую податливость его из-за незначительной толщины. При этом вместо трудоемкой операции развертывания отверстий под призонные болты целесообразно использовать проходные болты с заполнением зазора между телом болта и стенкой отверстия полимерным материалом.
Установка на фундамент вспомогательных дизель-генератора должна производиться на один фундамент (дизель и генератор). Эластичные шины (рис. 2.17) устанавливаются в ненагруженном состоянии. Когда шины крепятся к фундаментной раме агрегата и фундаменту в составе корпуса судна, то дизель должен стоять на других опорах, т. е. шины не должны быть под нагрузкой. Только после полного закрепления шин болтами на них можно устанавливать дизель.
|