Масса установленных в машинном отделении механизмов и инерционные усилия на корпусные конструкции (переборки, борта, днище и палубы) воспринимаются судовыми фундаментами, которые должны обладать необходимой жесткостью.
Конструкции фундаментов зависят от массы, габаритов и характера работы механизма, а также от места установки и системы набора корпуса.
В каждом фундаменте можно выделить три основных элемента: продольные составные балки, служащие опорами для фундаментных рам дизелей или лап устанавливаемого на фундамент механизма; поперечные перевязывающие бракеты; подкрепляющие вертикальные ребра или кницы. В зависимости от конструкции картера дизеля применяется несколько вариантов установки главного двигателя на фундамент судна.
Если фундамент расположен на настиле двойного дна, то в плоскости фундаментных балок устанавливают дополнительные днищевые стрингеры, которые доводят до ближайших поперечных переборок. Если дизель устанавливают непосредственно на настил двойного дна, то продольные балки фундамента устанавливают в днищевом наборе, а горизонтальные опорные поверхности вваривают в настил двойного дна (как правило, это плиты толщиной до 50 мм). Иногда для размещения картера дизеля необходимо местное углубление. Но во всех этих случаях под верхней опорной поверхностью фундамента устанавливают продольные балки с одинарной или двойной стенкой в зависимости от конструкции фундаментной рамы дизеля и расположения крепежных болтов.
Фундамент упорного подшипника выполняется как одно целое с фундаментом главного двигателя или как отдельная конструкция. В последнем случае под ним устанавливают специальные подкрепления в виде дополнительных продольных балок и бракет, которые воспринимают усилия, передаваемые подшипнику гребным валом.
Малогабаритные механизмы и оборудование могут устанавливаться непосредственно на платформах или настиле второго дна на наварышах. Паровые котлы устанавливают на фундаментах так, чтобы их сварные соединения не располагались на опорах. Для предотвращения смещений предусматривают соответствующие упоры и штормовые крепления с учетом тепловых деформаций корпуса котла.
Возможна установка механизмов и другого оборудования на наружной обшивке, водонепроницаемых переборках, стенках туннеля валопровода, стенках цистерн жидкого топлива или масла при условии крепления их к ребрам жесткости или на кронштейнах, приваренных к обшивке в районе ребер жесткости.
Главного двигателя и их передачи, упорные подшипники валопроводов крепятся к судовым фундаментам плотно пригнанными (призонными) болтами. Вместо болтов могут применяться специальные упоры. Призонные болты при необходимости применяют также для крепления ВМ к фундаментам. Болты, крепящие главного двигателя и ВМ, подшипники валопровода к судовым фундаментам, а также болты, соединяющие части валопровода, надежно застопориваются для предотвращения самопроизвольного ослабления. Механизмы с горизонтальным расположением вала устанавливаются параллельно диаметральной плоскости судна.
Различают следующие виды соединений механизмов с фундаментами:
— соединение механического оборудования непосредственно с фундаментами (рис. 2.11);
— при помощи пригоняемых по месту компенсирующих звеньев (рис. 2.12);
— с помощью выравнивающих компенсирующих звеньев (рис. 2.13);
— путем компенсации неточностей сопряжения формируемыми подкладками из полимерных материалов (рис. 2.14);
— при помощи звеньев композитной конструкции (рис. 2.15).
|