Судовые двигатели

Состав судовой дизельной установки

В состав судовой дизельной установки входят: главный дизель, вырабатывающий энер­гию для привода судового двигателя, сообщающего судну задан­ную скорость; механическая или электрическая система пере­дачи энергии главного двигателя движителю; движитель, преобразующий энергию вращения коленчатого вала главного двигателя в энергию поступательного движе­ния судна; . вспомогательные механизмы, обеспечивающие ра­боту главного двигателя, снабжение судна электрической и другими видами энер­гии, а также функционирование общесудовых систем, необходи­мых для жизнедеятельности судна и экипажа; судовое оборудова­ние, состоящее из различного рода противопожарных средств, теплообменных аппаратов, фильтров, цистерн, баллонов и т. п. агрегатов; местный пост управления, расположенный непосред­ственно на главного двигателя или вблизи него и оборудованный органами управ­ления, контрольно-измерительными приборами и средствами связи; центральный пост управления — помещение, в котором располо­жены органы дистанционного управления главного двигателя, вспомогательными механизмами, винта регулируемого шага, судовыми системами (контрольно-измеритель­ные приборы, аварийно-предупредительная сигнализация и сред­ства связи).

Машинные помещения — это все помещения, в которых распо­ложены дизели, используемые как главные механизмы либо для других целей, с общей мощностью этих дизелей не менее 375 кВт, либо котлы, работающие на жидком топливе, а также шахты всех указанных помещений.

Машинное отделение — это машинное помещение, в котором находятся главного двигателя, а на судах с гребными электрическими установ­ками — главные генераторы.

Котельное отделение — это машинное помещение, в котором размещены паровые котлы. Отделения ВМ — это помещения, в которых размещают механизмы судовой электростанции, испа­рительные установки, сепараторы, рефрижераторные установки и пр.

Главного двигателя и ВМ, обеспечивающие безопасность и движение судна, должны сохранять работоспособность при следующих предельных условиях: длительном крене до 15°, длительном дифференте до 5°, бортовой качке ±22,5° с периодом 7—9 с, килевой качке ±7,5°, а также при совместном действии килевой и бортовой качек. Аварийные источники электроэнергии дополнительно должны сохранять длительную работоспособность при одновременном дей­ствии крена 22,5° и дифферента 10°.

Конструкция и расположение пусковых и реверсивных устройств должны обеспечивать возможность пуска и реверсиро­вания каждого механизма одним человеком. Направления пере­мещения рычагов, маховиков и кнопок управления должны обо­значаться стрелками и надписями на самих устройствах.

Как правило, все отделения судовых энергетических установок находятся в одном водонепро­ницаемом отсеке. Исключение составляют очень крупные суда, например океанские пассажирские суда, у которых энергетических установок может быть расположена в нескольких отсеках.