Опорные амортизаторы устанавливают на фундамент после центровки главного двигателя на отжимных приспособлениях (проверяют отсутствие трения между телом крепежного болта и стенкой отверстия в лапе главного двигателя).
Перед установкой на судне двух пластинчатых наклонных амортизаторов типа КАС необходимо замерить прогибы и непаралельность опорных поверхностей; прогиб не должен превышать 0,1 мм, а статическая деформация каждого из амортизаторов должна быть не больше 20 % ее среднего значения. По значениям деформаций амортизаторы расставляют в убывающем или возрастающем порядке в направлении оси главного двигателя. При этом более жесткие амортизаторы (с наименьшей деформацией) устанавливают под более тяжелую часть дизеля. При определении толщины пригоночных подкладок, устанавливаемых между опорными поверхностями амортизаторов и опорными поверхностями лап дизелей или фундамента, разность высот амортизаторов не должна превышать 1 мм для амортизаторов типа АПС и амортизаторов арочного типа и 0,1 мм для амортизаторов типов КАС и АКСС. Отклонение толщин пригоночных подкладок от расчетных допускается не более 0,05 мм. После установки амортизаторов проверяется центровка главного двигателя. Прилегание пригоночных подкладок проверяют до крепления главного двигателя на амортизаторах.
Для амортизаторов типов АКСС и АПС зазоры между подошвой амортизатора и фундаментом не должны превышать 0,5 мм. Качество их прилегания оценивается щупом толщиной 0,1 мм, который не должен проходить в зазоре между ними на 0,66 длины окружности выравнивающей шайбы при незажатых болтах. Окончательную установку и крепление упорных амортизаторов производят не ранее чем через 2 сут после окончания монтажа опорных амортизаторов. Раскеп кривошипа кормового цилиндра при этом не должен изменяться более чем на 0,05 мм и выходить за допускаемые пределы. В настоящее время разработана технология окончательного монтажа дизелей на стапеле, исключающая их перецентровку после спуска на воду.
Монтаж главных среднеоборотный дизель (на примере MAN14V 52/55А) начинается с установки клиньев под фундамент главного двигателя. Центровка начинается с кормы, вначале центруются линии вала и редуктора, затем КВ. Клинья подгоняются под лапы фундамента (шабером, вручную, с помощью синьки) и зажимаются фундаментными болтами. Чугунных клиньев под главного двигателя требуется: 90 шт. размером 190? 180?65 мм, 10 шт. — 190?180?80 мм, 4 шт. — 190?250?65 мм, 4 шт. — 190?250?80 мм; под подшипники валопровода: 8 шт. размером 160?160?35 мм, 4 шт. — 160?160?50 мм, 4 шт. — 80?120?30 мм, 4 шт. — 80?120?50 мм, 4 шт. — 70?70?35 мм, 4 шт, —70?70?30мм, 4 шт. — 180?160?50 мм, 4 шт. —180?160?80 мм; под редуктор 8 шт. размером 180?530?50 мм, 16 шт. — 180?240?50 мм, 16 шт. — 180?240?80 мм. Поверхность прилегания клиньев с обеих сторон на краску должна быть не менее 60—70 % всей площади ее с точностью прилегания 0,03—0,04 мм. Клинья нельзя прикреплять сваркой.
При установке пригонных болтов поверхность под гайками обрабатывают после вертикального просверливания фундамента, при установке фундаментных болтов клинья зажимаются при нахождении главного двигателя в прогретом состоянии. Через 2500 ч работы главного двигателя проверяется крепление всех фундаментных болтов во избежание деформаций фундамента и их отрицательных последствий на главного двигателя. После столкновений судов, капитального ремонта или крупной аварии энергетических установок необходимо проверить положение фундаментных болтов и картера, при необходимости — подтянуть болтовые соединения фундамента.
Контроль натяжения фундаментных болтов включает тщательную очистку фундаментной рамы, картера и масляной ванны; осмотр внутри и снаружи фундаментной рамы и картера для возможного обнаружения трещин, посторонних предметов и деталей; регулярную проверку стопоров простукиванием.
|