Главное меню

Судовые двигатели

Главная Судовые дизельные установки Машинное помещение морских судов Габариты машинного отделения на морских судах
Габариты машинного отделения на морских судах

Помещения машинного отделения располагаются как в основном корпусе судна, так и в его надстройках и рубках (рис. 2.1). Удельный объем помещений машинного отделения для морских транспортных судов с дизельными энергетических установок обычно составляет 0,35—0,70 м3/кВт (на 1 кВт мощности энергетических установок).

При центральном расположении машинного отделения имеет наибольшую ши­рину, а при кормовом сужается в корму со значительным накло­ном бортов, что затрудняет размещение механизмов. Относитель­ная длина машинного отделения и главного двигателя, установленных в нем, определяется типом дизельными энергетических установок и расположением машинного отделения в корпусе судна (табл. 2.2). Более точные размеры помещений машинного отделения выявляются с помощью эпюры емкости, на которой в определенном масштабе по оси абсцисс откладывается длина судна, а по оси ординат — площади попереч­ных сечений, выделенных внутри корпуса. Эпюры отражают в мас­штабе объем помещений и показывают их расположение по длине судна.

Для определения полного объема машинных помещений необ­ходимо к объему машинного отделения добавить объем туннелей гребных валов, объем шахт, дымовых труб и других помещений в надстройках и рубках, объемы цистерн энергетических и других запасов, не входящих в объемы машинного отделения.

Одной из основных характеристик, определяющих объем машинного отделения, является его высота до главной палубы. Выше главной палубы объем машинного отделения незначителен (10—15 % от общего объема). Объем машинного отделения до главной палубы может быть определен в зависимости от дед­вейта D? из следующих соотношений: для малооборотным дизелем VМO = 0,334 D?м3 при D? до 15000 т, VMO = 0,167 D?, + 2500 м8 при D? > 15000 т; для среднеоборотный дизель VMO = 0,2940 D? м3.

Валопроводы вне помещений энергетических установок располагают в специальных водонепроницаемых выгороженных коридорах, в которых воз­можны проход по всей длине, а также демонтаж и транспорти­ровка подшипников и валов. Коридоры валопроводов должны иметь шахту для выхода на главную палубу (помимо выхода в машинное отделение).

Машинные шахты соединяют помещения машинное отделени с открытой палу­бой (или палубой надстроек). Они предназначены для вывода вен­тиляционных каналов, газоотводных труб и дымоходов, каналов подвода воздуха к работающим дизелям, котлам, установки тра­пов и лифтов для доступа в машинное отделение, иногда для естественного освеще­ния и непосредственного сообщения энергетические установки с наружной средой, а также для транспортировки отдельных механизмов, узлов и деталей при ремонтах.

Кожухи дымовых труб служат для вывода газоводных труб и труб вытяжной вентиляции из машинного отделения на высоту, исключающую воз­можность задымляемости палуб и надстроек. Размеры попереч­ного сечения кожухов принимают в зависимости от поперечного сечения находящихся в них газовыпускных труб и дымоходов, а также в зависимости от общего вида судна.

Для хранения запасов топлива используются цистерны двой­ного дна, бортовые и поперечные (диптанки), а также вкладные цистерны. Топливные цистерны должны быть отделены кофферда­мами от жилых, служебных и рефрижераторных помещений, а также цистерн пресной воды. Цистерны смазочного масла рас­полагаются обычно в машинного отделения, как правило, вне двойного дна и отде­ляются коффердамами от наружной обшивки корпуса судна или выполняются вкладными.