Помещения машинного отделения располагаются как в основном корпусе судна, так и в его надстройках и рубках (рис. 2.1).
Удельный объем помещений машинного отделения для морских транспортных судов с дизельными энергетических установок обычно составляет 0,35—0,70 м3/кВт (на 1 кВт мощности энергетических установок).
При центральном расположении машинного отделения имеет наибольшую ширину, а при кормовом сужается в корму со значительным наклоном бортов, что затрудняет размещение механизмов. Относительная длина машинного отделения и главного двигателя, установленных в нем, определяется типом дизельными энергетических установок и расположением машинного отделения в корпусе судна (табл. 2.2). Более точные размеры помещений машинного отделения выявляются с помощью эпюры емкости, на которой в определенном масштабе по оси абсцисс откладывается длина судна, а по оси ординат — площади поперечных сечений, выделенных внутри корпуса. Эпюры отражают в масштабе объем помещений и показывают их расположение по длине судна.
Для определения полного объема машинных помещений необходимо к объему машинного отделения добавить объем туннелей гребных валов, объем шахт, дымовых труб и других помещений в надстройках и рубках, объемы цистерн энергетических и других запасов, не входящих в объемы машинного отделения.
Одной из основных характеристик, определяющих объем машинного отделения, является его высота до главной палубы. Выше главной палубы объем машинного отделения незначителен (10—15 % от общего объема). Объем машинного отделения до главной палубы может быть определен в зависимости от дедвейта D? из следующих соотношений: для малооборотным дизелем VМO = 0,334 D?м3 при D? до 15000 т, VMO = 0,167 D?, + 2500 м8 при D? > 15000 т; для среднеоборотный дизель VMO = 0,2940 D? м3.
Валопроводы вне помещений энергетических установок располагают в специальных водонепроницаемых выгороженных коридорах, в которых возможны проход по всей длине, а также демонтаж и транспортировка подшипников и валов. Коридоры валопроводов должны иметь шахту для выхода на главную палубу (помимо выхода в машинное отделение).
Машинные шахты соединяют помещения машинное отделени с открытой палубой (или палубой надстроек). Они предназначены для вывода вентиляционных каналов, газоотводных труб и дымоходов, каналов подвода воздуха к работающим дизелям, котлам, установки трапов и лифтов для доступа в машинное отделение, иногда для естественного освещения и непосредственного сообщения энергетические установки с наружной средой, а также для транспортировки отдельных механизмов, узлов и деталей при ремонтах.
Кожухи дымовых труб служат для вывода газоводных труб и труб вытяжной вентиляции из машинного отделения на высоту, исключающую возможность задымляемости палуб и надстроек. Размеры поперечного сечения кожухов принимают в зависимости от поперечного сечения находящихся в них газовыпускных труб и дымоходов, а также в зависимости от общего вида судна.
Для хранения запасов топлива используются цистерны двойного дна, бортовые и поперечные (диптанки), а также вкладные цистерны. Топливные цистерны должны быть отделены коффердамами от жилых, служебных и рефрижераторных помещений, а также цистерн пресной воды. Цистерны смазочного масла располагаются обычно в машинного отделения, как правило, вне двойного дна и отделяются коффердамами от наружной обшивки корпуса судна или выполняются вкладными.
|