Судовые двигатели

Главная Судовые дизельные установки Машинное помещение морских судов Системы вентиляции машинных отделений морских судов
Системы вентиляции машинных отделений морских судов

Системами вентиляции должны быть оборудованы все машинные отделения морских судов. Вентиляция машинных отделений должна обес­печивать достаточный приток воздуха, необходимый для обслу­живания и работы механизмов и котлов в наиболее тяжелых (штормовых) условиях, удаление воздуха из нижних частей машинного отделения, а также из мест под настилом, где возможно скопление газов, которые тяжелее воздуха. Туннели трубопроводов в междудонном пространстве должны иметь искусственную вытяжную вентиля­цию. Туннели валопроводов также должны иметь вентиляцию.

Средняя условная запыленность воздуха в местах эксплуата­ции главного двигателя составляет 0,5—2 мг/м3, для вспомогательным дизелем — 1,5—4 мг/м3. В вы­пускных газах дизелей содержатся опасные для жизни человека вредные примеси (табл. 2.16).

Минимально необходимая подача в машинном отделении приточного воздуха вентиляторами определяется из условия отвода избыточной теп­лоты, излучаемой работающими механизмами при наибольшей температуре наружного воздуха (из расчета повышения темпера­туры приточного воздуха в машинном отделении не более чем на 5 °С). Количество воздуха, подводимого на 1 м длины рабочих площадок, составляет 500—1100 м3/(м-ч) в зависимости от интенсивности тепловыделе­ния. Для вентиляции машинного отделения применяют центробежные и осевые электровентиляторы с давлением нагнетания 1200—2200 Па.

Закрытые помещения и грузовые трюмы, предназначенные для перевозки автотранспорта и подвижной техники с топливом в ба­ках, оборудуются независимой искусственной вытяжной венти­ляцией, обеспечивающей десятикратный обмен воздуха за 1 ч на паромах и пассажирских судах и шестикратный обмен воздуха за 1 ч на всех прочих судах. Приборы, контролирующие производительность и работу вентиляторов, устанавливаются в рулевой рубке. Например, в системах вентиляции ролкеров типа «Смо­ленск» воздух подается вентиляторами с верхней палубы в носо­вую часть машинного отделения (рис. 2.10). Система включает четыре вентилятора производительностью Q = 70 000 м3/ч каждый, проходное сум­марное сечение воздухоподающих патрубков составляет 12,8 м2; два вытяжных вентилятора находятся в кормовой части машинного отделения. Недостатком этой системы вентиляции является подача воздуха в главного двигателя с кормовой части машинного отделения, где температура воздуха уже на 8—9 °С выше, чем температура свежего поступающего воздуха в носовой части машинного отделения, что уменьшает количество поступающего в цилиндры воздуха и снижает эффективность работы главного двигателя. Более рациональна система, обеспечивающая непосредственную подачу свежего воздуха в главного двигателя из объемов машинного отделения, расположенных как можно ближе к всасывающим фильтрам вентиляторов главного двигателя.

Система вентизяции машинного отделения

Помещения центрального пульта управления и механических мастерских современных судов имеют самостоятельную систему полного кондиционирования воздуха. Свежий воздух в центрального пульта управления подается при условии отвода избыточной теплоты (работа электрических устройств, освещение, присутствие людей — тепловыделение одного человека при тем­пературе воздуха порядка 20 °С составляет около 350 кДж/ч).

Ледоколы и суда ледового плавания оборудуются системами подогрева воздуха на органических теплоносителях (термальное масло: «Термо-15», «Термо-32», «Термо-100»). Органический тепло­носитель (в отличие от воды) не замерзает, так как обладает низ­кой температурой застывания (—54 °С для «Термо-15»), может нагреваться при атмосферном давлении до температуры 200— 300 °С и перекачиваться при температурах до —35 °С, не вызы­вает коррозии трубопроводов, имеет широкий диапазон рабочих температур. Следует отметить его высокую эффективность и хо­рошую надежность (ледоколы типа «Капитан Сорокин», тепло­ходы типа «Норильск»).